Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 54.pdf/497

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
Орле миссионерского съезда, как сообщалось в «Церковных ведомостях», «обратился к полному его собранию с речью «о свободе совести», в которой бесцеремонно высказался и против результатов съезда и против миссионерства вообще. Он упрекнул Орловский съезд в том, что тот, «пренебрег краеугольным камнем» и пропустил в своей программе «ни разу не произнесенные здесь вековые слова: свобода совести». — Он утверждал: «нельзя и бесцельно карать за проповедь пред взрослыми, за совращение сознательных людей». — Поставив затем вопрос: кто запретил свободу совести в России и кто карает, Стахович обвиняет в этом гражданскую власть, государство, которое неподлежаще взяло на себя опеку над чуждою ему областью — областью духа и совести. «Церковь Божию святотатственной рукой приковали мы к подножию власти суетной». — Считая за несомненное, что область совести и веры есть исключительно область церкви (но не государства), Стахович предлагал миссионерскому съезду, во имя церкви, провозгласить и возбудить ходатайство «о необходимости свободы совести, о необходимости отмены всякой уголовной кары за отпадение от православия и исповедание иной веры». См. «Прибавление к Церковным Ведомостям, издав. при свят. Синоде», 1901, № 41, стр. 1511.

Речь М. А. Стаховича была напечатана впервые за его подписью под заглавием «Доклад М. А. Стаховича, читанный на Орловском миссионерском съезде» в «Орловском вестнике» (1901, № 254 от 25 сентября, стр. 2—3), а затем перепечатана «С.-Петербургскими ведомостями» (1901, № 267) и «Миссионерским обозрением» (1901, ноябрь). Речь эта, произнесенная верующим православным, притом связанным с высшими кругами, произвела большое впечатление и вызвала огромное количество статей с отповедью со стороны представителей духовенства и миссионеров, причем указывалось, например, что она в сущности есть «обвинительный акт против государства, против целых столетий русского государственного отношения к церкви» и что Стахович «побуждал» съезд «к ходатайству о том, что составило бы фактически отделение церкви от государства» («Московские ведомости», 1901, № 268 от 29 сентября, передовица).

Толстой с своей стороны написал по поводу речи М. А. Стаховича статью под заглавием «О веротерпимости», впервые появившуюся за границей в изд. «Свободного слова» (Christchurch, 1902) и лишь в 1906 году напечатанную в России. См. еще т. 34.

286. 1136. Тут Четвер[иков], — Дмитрий Иванович Четвериков (1868—1908), совладелец суконной фабрики в Щелкове (под Москвой), человек большого образования и хороший музыкант. Познакомился с Толстым в 1897 году.

287. 1136. Дунаев Саша, — Александр Александрович Дунаев (1872—1934), старший сын Александра Никифоровича Дунаева, служивший в то время в чайной фирме Перлова.

29 ноября. Стр. 113—115.

288. 11313—14. Кажется, с 14[-го] начал вспрыскивать мышьяк. — Лев Николаевич сначала решительно отказывался от подкожного вспрыскивания

478