Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 56.pdf/529

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
любви по отношению к нему?.. На эти вопросы вы не отвечаете, может быть, потому, что вам истина всепокоряющего непротивленства кажется слишком ясною и всепокоряющею. Но в сущности у вас тут всё до того неясно, недоказательно, запутанно, до того сказано свысока и на сытый желудок, что становится обидно и досадно читать эти ваши слова. И опять тут выступает наружу ваше невнимательное или, вернее, непрактичное отношение к экономическим вопросам и внешним условиям человеческой жизни. Может быть, это происходит оттого, что вы, как человек вполне обеспеченный материально, от колыбели до сих пор не испытали всей горечи нужды, вы никогда не сидели у воды без хлеба, никогда тяжелые экономические условия не доводили вас до степени унижения своей личности, не угрожали вам и вашим детям вырождением и позором — и вы не понимаете самой существенной стороны человеческой жизни: всемогущества ее внешних условий. Везде, где только вы касаетесь этой стороны жизни, внешних условий ее, там вы теряете под собой почву, проповедь ваша делается туманною, неубедительною, вы впадаете в крайнее противоречие с самим собой... Правда ваша, что люди нравственно не подготовленные не могут установить гармонии жизни, так же как сырые дрова не могут загореться в печке, как их ни перекладывай. Но приготовить людей для гармонии жизни можно лишь при известных благоприятных внешних условиях, как и зажечь дрова, положив их наперед в такое место, где бы они просохли. Точно так же правы вы и в том, что советуете рабочему народу перестать служить правительству и не слушаться его, ибо указываете этим возможность занять в борьбе с несправедливым правительством позицию действительно неприступную. Но не правы опять-таки в том, что не принимаете в расчет того, что у рабочего народа нет съестных припасов, что, даже заняв эту неприступную позицию, они не долго продержались бы на ней — им угрожала бы голодная смерть... Социалисты прекрасно знают, что нужно прежде выработать канву, по которой уже потом можно-будет вышивать цветы разных идеалистических учений, в том числе и вашего, которое в существе и они считают добрым. Нет никакого резона ополчаться вам против них за то, что они не по вашему методу готовят почву; пути у вас различны, но цель — одна». Письмо заканчивается словами: «Я люблю вас, как человека, уважаю, как писателя, и поэтому уже считал себя обязанным быть о вами откровенным в своем письме».

Толстой не отвечал на это письмо.

400. 15227. великое слово Франциск[а] Ассизск[ого]. — О Франциске Ассизском и его поучении о том, в чем «радость совершенная», см. прим. 8.

30 октября. Стр. 154.

401. 15416. Ан[дрея] жена — вторая жена Андрея Львовича Толстого, Екатерина Васильевна Горяинова (по первому мужу Арцимович).

31 октября. Стр. 154—155.

402. 15426. Письмо от Индуса. — Письмо от индуса Tarakuatta Das (см. прим. 329), упоминаемое в записи Дневника от 31 октября 1908 г., в архиве Толстого не сохранилось.

515