Страница:Opisanie murman.djvu/98

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


многомъ расходятся. Харузинъ объясняетъ, эту двойственность мнѣній о нѣкоторыхъ чертахъ характера лопарей тѣмъ, что мѣстные жители, сталкиваясь съ народомъ почти исключительно въ дѣловыхъ отношеніяхъ, не могутъ быть вполнѣ объективными, тогда какъ путешественникъ, чуждый мѣстныхъ интересовъ, мжетъ усматривать его такимъ, какимъ онъ среди своихъ и съ тѣми, кого онъ не боится, не возбуждая подозрительности, и поэтоу можетъ дать болѣе вѣрную характеристику. Соединяя эти мнѣнія, и на основаніи личныхъ налюденій, Харузинъ даетъ такую характеристику лопаря: онъ отъ природы робокъ, честенъ, добръ, простодушенъ, веселъ, хотя нѣсколько упрямъ; благодаря своимъ отношеніямъ къ сосѣдямъ и ихъ разваращющему вліянію, онъ склоненъ къ обману въ торговлѣ, къ пьянству и отчасти къ воровсту, послѣднее лишь въ самыхъ рѣдкихъ случаяхъ у лопарей вовсе уже испорченныхъ. Къ этому можно прибавить еще такіе довольно общіе отзывы о лопаряхъ, что они набожны, богобоязненны, впечатлительны, суевѣрны, но боязни духовъ и мертвецовъ у нихъ нѣтъ, они миролюбивы, совсѣмъ не воинственны, привязаны къ своему отечеству и не выносятъ жизни не въ своей странѣ *).

Предоставленные нами на произволъ судьбы нѣсколько десятковъ православныхъ лопарей Печенгскаго и Пазь-рѣцкаго погостовъ оказали между тѣмъ существенную услугу нашему отечеству, благодаря ихъ религіозности и сохранившимся остаткамиъ бывей Печенгской обители и убогой церкви Св. Бориса и Глѣба. Нельзя конечно утверждать, но очень правдоподобно, что если бы не русскіе лопари и не эти устоявшіе православные кресты на небольшихъ церквахъ въ Печенгѣ и на Пазъ-рѣкѣ, то наша граница съ Норвегіей, при опредѣленіи ея въ 1825 году, была бы отодвинута еще далѣе къ востоку и можетъ быть даже была


  • ) Георги такъ характеризуетъ лопаря: «разумъ у нихъ обыкновенный, простонародный. Впрочемъ они миролюбивы… къ воровству не сковны, постоянны, въ обхожденіи веселы, но недовѣрчивы, въ тограхъ плутоваты, объ отечествѣ своемъ и общежительномъ устроеніи очень много думаютъ истолько какъ оными, такъ и самими собою плѣнены, что, будучи внѣ отечества, умираютъ больше отъ сокрушенія своего по родинѣ. Женщины ихъ росту малаго, ласковы, не развращены, нарочито бываютъ пригожи и чрезвычайно пугливы, въ чемъ и мужчины имъ подобны, но несовершенно». Георги, стр. 4. Харузинъ, стр. 63.