Перейти к содержанию

Страница:Shpitsberg I - Svyatoy Vasiliy Gryaznov Zaschita podmoskovnykh akul textilnoy promyshlennosti 2-e izd - 1929.djvu/27

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 25 —

Глава II жития. Жизнь Василия Грязнова в деревне Евсеевой (1836—1845 г.).

В Грязнове стала появляться старческая степенность. Он постоянно говорил словами св. Иоанна богослова: «Не любите но яже в мире, — аще кто любит мир, несть любве отчей в нем. Яже еси, еже в мире, похоть плотская и похоть очес и гордость житейская несть от отца, но от мира сего есть».

Грязнов отказался от брачной жизни (в житии умалчивается, он был евнух), бросил двухперстное сложение, стал креститься трехперстным крестом. Когда родители его жаловались на бедность, Грязнов говорил в ответ: «Не скорби, мать,— бочка золота катится и прикатится к нам скоро».

...«Он часто страдал от демоновских разнородных страхований, но его спасали... повторения текстов из творений святых отцов»...

Грязнов становится вместе с тем грозным обличителем раскола. Он даже изобличает местного миллионера, купца Широкова, в тайном расколе. Широков и его единомышленники-раскольники «отмстили», распространив о самом Грязнове слух, будто тот еретик, фармазон, щепотник и хлыст, и возбудили даже против него свою волшебную силу, скрывавшуюся в их деньгах и неправде».

К этому времени Грязнов... уже прорицатель! Авторша Жития ссылается на рассказ одного крестьянина (фамилия коего не упоминается) и повествует, как однажды Грязнов шел по полю и нашел узелок со сдобными булками. Грязнов принес этот узелок домой и объявил, что в пирожке скрывается яд. Бросили пирожок курам — и они подохли.

Далее в Житии описывается, как на Грязнова некоим Хреновым, по наущению Широкова, в Московскую тайную полицию и митрополиту Филарету был сделан донос, будто Грязнов «опасен для православия, рассуждает о религии, толкует о том, что он положительно не знает, завлекает молодежь».

Из Москвы приехал (в 1845 г.) жандармский полковник князь Хилков, исправник, стряпчий, следователь, депутат от духовенства о. Антоний. Грязнова арестовали. По селу пошли полицейские и сыщики. Пошла слава, что Грязнов антихрист, скопец и т. д. Отец Антоний приказал Грязнова пытать. У Грязнова выбивают 2 зуба, учиняют пролом головы.

Но Грязнов остался для суда неуязвим и его освобождают. Следствие пришло к выводу, что он «человек редкой добродетели, человек божий и истинный христианин». За этот срок Грязнов обращает из сектантства в полицейское православие, по статистике Жития, около... 7.000 человек!

К этому же времени состоялось знакомство Грязнова с местным фабрикантом Я. Лабзиным. Грязнов вел душеспасительные беседы. «Известно, что жизнь будущая необходимо связана с настоящей; что участь первой зависит от последней; что здесь время трудное, а там время успокоения; что здесь сеяние, а там жатва». Вскоре к Я. Лабзину перешло все наследство от отца.

Дух Грязнова искал жизни созерцательной, но как-то по дороге в одно село ему на пути в поле показался священномученик Харлампий, и говорит ему: «есть воля божия тебе продолжать наблюдение за всеми, врученными тебе богом, людьми, тобой обращенными в лоно православной церкви».