Страница:Zhivopisnaya Rossiya T3 CH12.pdf/200

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

царь Іоаннъ Васильевичъ, послѣ взятія Полоцка, въ 1563 г. построилъ сильно укрѣпленный замокъ на р. Оболи. Едва въ 1569 г. литовскій полководецъ Францъ Сука, послѣ упорной битвы, успѣлъ отнять этотъ замокъ.

Вилейскій и Дисненскій уѣзды, какъ въ естественномъ, такъ и въ этнологическомъ отношеніи, рѣзко отличаясь отъ трехъ губерній, составляющихъ Литовское полѣсье, по справедливости должны бы быть отнесены къ Бѣлорусскому полѣсью, къ которому и принадлежали до 1842 года.

Слѣдующіе стихи А. Мицкевича переносятъ насъ въ Ковно, въ ту чудную по мѣстоположенію ковенскую долину, гдѣ онъ мечталъ, гдѣ родились вдохновенныя произведенія великаго поэта.

Widzialem piękną dolinę przy Kownie,
Kędy Rusałek dłon wiosną i latem
Scielą, murawę , Krasnymsazierzga kwiatem,
Jest to dolina najpiękniéjsza w swiecie!...
Adam Mickiewicz.

Долина эта сохранила до сихъ поръ названіе долины Мицкевича, хотя ее нынѣ уже прорѣзала линія желѣзной дороги.

Не только эта долина, но и вообще городъ Ковно съ его окрестностями, по своему положенiю, живописнымъ, очаровательнымъ видамъ, какъ будто предназначены для вдохновенія поэтовъ. Самая исторія города, его начало, его названіе запечатлѣны поэзіею, конечно вымышленною, но неменѣе того дѣйствующею на воображеніе и доказывающею, что за много сотенъ лѣтъ Ковно уже осуществляло собою любовь и поэзію. Ковно, говоритъ поэтическая легенда, произошло отъ Кауниса, амура, сына Мильды, богини любви, жившаго въ Ковнѣ, а мать его, царица любви, царила только черезъ рѣку, въ Алексотѣ, на скатѣ горы. Здѣсь вы увидите еще вѣковыя липы, поколѣніе священныхъ липъ, среди которыхъ властвовала богиня любви и красоты, гдѣ было ея капище, гдѣ ей приносились жертвы, курился ѳиміамъ изъ янтаря, гдѣ вайделоты и вайделотки прославляли ее въ громкихъ и звучныхъ пѣсняхъ, а величаво бѣгущій у подножія Алексоты Нѣманъ покрывался вѣнками живыхъ цвѣтовъ, которые тоже приносились въ жертву властительницѣ сердецъ молодыми дѣвушками, во множествѣ стекавшимися сюда даже изъ отдаленныхъ мѣстъ Литвы. Такъ описываетъ Мильду миѳологическая легенда; но народное творчество этимъ не удовольствовалось. Существуетъ другая легенда позднѣйшихъ временъ, въ которой Мильда является обыкновенною смертною, дочерью князя Эрдзивилла. Мильда посвятила себя богамъ и сдѣлалась жрицею, наравнѣ съ другими поддерживающею неугасаемый огонь. Но прекрасной княжнѣ-жрицѣ приглянулся красивый юноша, вдохновенный поэтъ, Дангерутасъ, воспѣвавшій ея красоту. Молодые сошлись и были счастливы. У Мильды была злая мачиха. Она тоже любила пѣвца, и когда узнала про измѣну его, донесла на него, какъ на оскорбителя боговъ, дерзнувшаго полюбить жрицу. Дангерутаса схватили, осудили на сожженіе и до исполненія казни заключили на горѣ Прауримѣ, вблизи капища. Мильда узнала возлюбленнаго, освободила его и пріютила у переодѣтаго жреца, въ сущности же Норвежца, по имени Оскара. Этотъ Оскаръ является благодѣтельнымъ геніемъ влюбленныхъ. Онъ не только скрываетъ у себя осужденнаго пѣвца, но и устраиваетъ ихъ тайныя свиданія. И вотъ однажды, Мильда бросаетъ капище и спѣшитъ къ возлюбленному. Но увы! въ ея отсутствіе неугасаемый огонь потухъ. Преступленіе страшное, взволновавшее всю страну. Даже самъ князь не можетъ спасти родной дочери. Мильду и Дангерутаса осудили на сожженіе. По народному обычаю, каждый проходящій близъ капища, гдѣ были могилы праотцевъ, бросалъ на нихъ вѣтки. Отъ этого образовались громадныхъ размѣровъ костры. Подъ этими-то кострами Оскаръ тайкомъ устроилъ большую пещеру, а такъ какъ онъ былъ назначенъ, въ качествѣ жреца, для исполненія приговора, причемъ конечно народъ не смѣлъ переступать за ограду, то Оскаръ повелъ дѣло такъ, что возведенные на костеръ осужденные,