Перейти к содержанию

Страница:Zhivopisnaya Rossiya T3 CH12.pdf/388

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ныхъ случаяхъ, кутья всегда играетъ видную роль. Безъ кутьи не бываетъ ни похоронъ, ни поминокъ. Она связана съ воспоминаніями объ умершихъ до такой степени, что на Полѣсьѣ самый обрядъ, когда подаютъ на столъ кутью, называется дзѣдами. Дѣдамъ всегда ставятъ кутью на подоконнике, и многіе вѣрятъ, что покойники ее съѣдаютъ. Въ сочельникъ же не только дѣдовъ, но и морозъ приглашаютъ на кутью. Приглашеніе это въ нѣкоторыхъ мѣстахъ сопровождается стрѣльбою изъ ружья или пистолета. Понятно, что въ этомъ случаѣ морозъ, или Зюзя, имѣетъ миѳическое значеніе. Это и есть черный демонъ, Карачунъ, или Ситивратъ, подземное существо, у котораго супруга Морана, т. е. смерть. Мы видимъ здѣсь повтореніе общей черты—боязни и желанія задобрить черную силу.

Праздникъ весенняго Ярилы, т. е. св. Георгія, также какъ и вездѣ въ Бѣлоруссіи, отправляется не только въ деревняхъ, но и въ городахъ, и мѣстечкахъ. Почти все населеніе спѣшитъ въ этотъ день въ поле, гдѣ и пируетъ до глубокой ночи. Это у нихъ называется «выходомъ на росу».

Существуетъ и здѣсь извѣстный «Рахманскій вялыкъ дзѣнь», но здѣсь, какъ и въ нѣкоторыхъ другихъ мѣстахъ, онъ называется «Навскимъ». Празднуется онъ не такъ, какъ напр. у Галицкихъ Русиновъ, въ двадцатый день послѣ Свѣтлаго Христова Воскресенья, но постоянно на Ѳомнной недѣлѣ. Значеніе праздника здѣсь определяется ясно: это день Свѣтлаго Христова Воскресенья у покойниковъ. Любопытно еще то, что въ Навскій день, отправляясь на кладбище съ краснымъ яйцомъ, Полѣшуки говорятъ: «идемъ христосоваться съ покойниками», причемъ яйца одни съѣдаютъ, другіе оставляютъ на могилахъ. Но этимъ дѣло не оканчивается — на кладбищахъ до поздней ночи происходитъ страшная оргія.

Картина Пинскаго полѣсья, или долины Припети, которую мы здѣсь начертили, отчасти относится уже къ прошлому. Мы старались коснуться по возможности всѣхъ его особенностей именно потому, что уже началось культурное преобразованіе Пинскаго полѣсья. Конечно, это только починъ. Не легко измѣнить природу страны въ ея дикихъ и грозныхъ проявленіяхъ, природу, на образованіе которой такою, какъ она есть, вліяли перевороты земные и тысячелѣтія; не легко измѣнить и характеръ, обычаи и всѣ этнографическія особенности народа, въ которомъ эта же природа, забросившая его какъ будто на край свѣта и окружившая всевозможными естественными препонами къ его культурному развитію, выработала особаго рода консерватизмъ, не легко податливый и готовый всегда отстаивать свои бытовыя отношенія.

Многое измѣнится въ долинѣ Припети. Усиленное судоходство, желѣзныя дороги, удобренная почва, фабрики и заводы, которые появятся на пространствахъ непроходимыхъ доселѣ болотъ, систематическое лѣсное хозяйство и много другихъ усовершенствованій преобразуютъ край и людей, укажутъ имъ новые пути заработка и промысла; предположимъ даже, что увеличенное число народныхъ школъ, выборъ любящихъ дѣло и хорошо приспособленныхъ учителей сильно повліяетъ на народное образованіе и народную нравственность; тѣмъ не менѣе мы думаемъ, что въ этнографическо-археологическомъ отношеніи Полѣсье много и много еще лѣтъ будетъ служитъ живымъ богатымъ матеріаломъ для изыскателей, для миөологовъ и этнографовъ.

Борьба человѣка съ природою началась здѣсь въ 1873 году. Этимъ борцомъ явился ученый геодезистъ, уроженецъ Виленской губерніи, I. Ип. Жилинскій, нынѣ генералъ-маіоръ. Иниціатива дѣла принадлежитъ ему. Онъ первый составилъ планъ осушенія Пинскихъ болотъ, и ему поручило министерство государственныхъ имуществъ осуществленіе плана, которое и продолжается съ тѣхъ поръ весьма энергично на средства того же министерства, при содѣйствіи нѣкоторыхъ крупныхъ землевладѣльцевъ.

Съ 1873 по 1878 годъ (включительно) произведена нивелировка на пространствѣ 20,000 верстъ. Въ сорока пунктахъ генералъ Жилинскій изслѣдовалъ грунтъ болотистой мѣстности, до глубины отъ 40 до 80 футовъ. Въ долинахъ притоковъ рѣки Припети произведены изслѣдованія гидрометрическія, и для сравненія метеорологическихъ данныхъ въ мѣстностяхъ, уже осу-