Перейти к содержанию

Творчество эсеров (Гашек)

Непроверенная
Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Творчество эсеров
автор Ярослав Гашек (1883—1923)
Из цикла «Статьи и фельетоны в советской фронтовой печати». Дата создания: 1919, опубл.: 26 февраля 1919 г. в газете «Наш путь»[1] № 39. Источник: Ярослав Гашек. «Творчество эсеров» в библиотеке Максима Мошкова. Текст проверен по: Гашек, Ярослав. Собрание сочинений в пяти томах / Под общей редакцией П. Богатырева — М.: Правда, 1966. — Т. 5. — С. 163—165. — (Библиотека «Огонек»). • Написано на русском языке.

Анализируя всю эсеровскую[2] литературу, приходишь к выводу, что они все свои дешевые диссертации и ненужные проекты писали от скуки.

Творчество эсеров стало синонимом нелепости и безумия. Только эсеры могли говорить в своих брошюрах такой вздор, потому что человек обыкновенно говорит глупости, когда сам знает, что неправ.

Эсеры — «люди грустного подвига» — ставили себя в центре мира, который представляли себе, как огромное Учредительное собрание.

Какой-то Б. К. в газете «Армия и народ» ставит эсерам на голову сверхчеловеческий ореол и поет: «Большевики погибнут, а нам нет конца».

В среде эсеровских писателей было вообще очень мало людей, сознающих неминуемую катастрофу, которые бы запели «Голова ты моя удалая, долго ль буду тебя носить» как запел один сознательный офицер-эсер из русско-чешского полка в «Уфимском вестнике».

Несмотря на это, большинство эсеров не отказалось бы от обожествления партии, а какой-то Зазыков в том же «Вестнике» пишет: «Я хорошо знаю, что нет ни одного рабочего и крестьянина в России, который бы не считал правильной нашу политику, которая есть благовест для всего мира и величественный и торжественный манифест».

Чаще бред в эсеровской литературе касается директив, данных ЦК соц.-рев.[3] для работы среди широких масс. Так, в брошюре «Товарищам, работающим в деревне» обращается внимание агитаторов на целый ряд ложных, провокаторских слухов, которыми следует воспользоваться в деревне при общей критике большевизма.

«Надо сказать крестьянству, — пишут эсеры в этой брошюре, — что на почве раздела земли явится неизбежное междоусобие в деревнях и усилится анархия. В таком направлении нужно ставить в деревне аграрный вопрос в связи с большевизмом.

При разборе в деревнях рабочей политики большевиков необходимо указывать, что большевики закрыли все фабрики. Но если вам не будут верить, если вблизи работают фабрики, можно сказать так, что большевиками введенный рабочий контроль уничтожил русскую промышленность».

Эсеровские фокусники и шарлатаны, собрав таким образом симпатии всех кулаков и фабрикантов, с каким-то игнорированием всякой разумной критики обращаются в другой брошюре «ко всем членам партии, работникам профессионального движения, рабочим организациям», умоляя их, чтобы они не были организациями революционными.

Эсеровские фокусники протестуют против объявленного большевиками обязательного участия всех рабочих в профессиональных союзах.

В этой брошюре они называют себя красиво: «Инициативное меньшинство пионеров профессионализма».

Психиатр бы именовал это так: «Слово, потеряв связь с реальным миром, теряет и логическую связь последнего. Мы тогда получаем речевую запутанность».

Такую речевую запутанность видим мы и в брошюре Е. М. Тимофеева «Пути к миру», где он пишет: «Брест-литовский мир[4] есть извращение природы этой революции. Брест-литовский мир может уничтожить только Учредительное собрание[5]. Кампания за демократический мир требует и борьбы за Учредительное собрание».

В конце брошюры красуется лозунг, что «соц.-рев. нужно восстановить связь с коалицией Согласия[6]».

Эту связь наконец им удалось восстановить. Коалиция дала денежные суммы адмиралу Колчаку, который повесил нескольких членов Учредительного собрания[7] и веревкой указал им путь к борьбе за определенную линию мировой политики.

А так, в общем, эсеровская литература принадлежит истории.

Учредилка эсеров не пережила морскую бурю. Спаслось несколько человек, которые совсем голые вылезли на берег, пали на колени и сказали: «Боже, не позволяй мне больше осуждать, чего я не знаю и не понимаю».

И, стуча зубами от холода, пошли согреться к большевикам.

Примечания

[править]
  1. Газета «Наш путь» — орган печати Политотдела 5-й армии Восточного фронта РККА.
  2. Эсеры — члены и сторонники Партии социалистов-революционеров, немарксистской социалистической партии, существовавшей в 1902—1921 годах. Во время Гражданской войны в России эсеры выступили в качестве противников большевиков.
  3. ЦК соц.-рев. — Центральный комитет социалистов-революционеров.
  4. Брест-литовский мир, Брестский мир — сепаратный мирный договор, подписанный Советской Россией и Центральными державами (Германией и ее союзниками). Договор фиксировал поражение России и ее выход из Первой мировой войны. Условия Брестского мира были крайне невыгодны для России.
  5. Учредительное собрание — представительный орган, избранный в ноябре 1917 года и созванный в январе 1918 для определения государственного устройства России. 51,7% мандатов принадлежало правым эсерам, 5,6% — левым эсерам. Учредительное собрание провело единственное заседание и было разогнано по решению ВЦИК, контролируемого большевиками и левыми эсерами. 8 июня 1918 года в Самаре был создан антибольшевистский Комитет членов Учредительного собрания (КОМУЧ), ведущую роль в котором играли эсеры. КОМУЧ позиционировал себя как всероссийское правительство, однако в реальности его власть распространялась лишь на территорию Поволжья и Южного Урала. КОМУЧ просуществовал до 23 сентября 1918 года, и был сменен Временным всероссийским правительством (Директорией).
  6. Коалиция Согласия или Антанта — военно-политический блок России, Великобритании и Франции, противостоявший Центральным державам. Заключение Брестского мира означало фактический выход России из Антанты. Во время Гражданской войны страны Антанты оказывали поддержку антибольшевистским силам и принимали участие в иностранной военной интервенции в Россию.
  7. После упразднения Директории (18 ноября 1918 года) и прихода к власти адмирала А. В. Колчака многие депутаты Учредительного собрания, выступившие против Колчака, принявшего должность Верховного правителя России, были арестованы и заключены в тюрьму в Омске. 22 декабря 1918 года, после неудачной попытки восстания в городе, часть депутатов была расстреляна военнослужащими, подчиненными А. В. Колчаку.


Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.