Прислуга, см. приложение.
Приложение
[править]Прислуга представляет часть рабочего класса, за плату выполняющую работы по домашнему хозяйству своих нанимателей или занятую в предприятиях, стремящихся заменить домашнее хозяйство и поглотить основные его функции. Согласно этому к П. относят, кроме домашних слуг, рабочий персонал гостиниц, отелей, ресторанов, кафэ, буфетов, рабочих по домовладению и т. п. П. в современной формации — явление сравнительно нового времени. В эпоху крепостного права домашний труд лежал на дворовых людях, составлявших заметный процент крепостного крестьянства. Как тогда, так и теперь П. встречается лишь в домах более зажиточной части общества. В малосостоятельных хозяйствах домашние работы обычно выполняются членами семьи, гл. обр. женами и детьми, поскольку они сами не заняты работой на стороне (на фабриках и т. п.). Благодаря этому, хотя численность П. и велика, последняя составляет сравнительно небольшую часть общества.
Особенности труда П. — его связь с домашним хозяйством, неквалифицированный и не требующий особого физического напряжения характер — обусловливают громадное преобладание женщин в промысле. Так, в Англии женщины составляют свыше 80% П., в Германии — 89%, во Франции — 83%, в России — 57% и т. д. Некоторые отрасли пополняются исключительно женщинами. Пришлый элемент играет чрезвычайно важную роль. П. вербуется по преимуществу из рядов пришлого деревенского населения, неподготовленного для квалифицированной работы. Так, напр., в Вене 87% всей П. прибыло со стороны; в Москве по переписи 1902 г. числилось:
В последнее время контингент П. в западных странах (в Америке, во Франции, частью в Германии) пополняется в значительной мере из среды иммигрантов. В связи с подобным составом стоит низкий культурный уровень, на котором находится П. Процент неграмотных среди П. выше, чем среди всего городского населения. Так, в Москве по переп. 1902 г. все население дало 41% неграмотных, П. — 68%. Во Франции П. по обилию неграмотных уступает только бретонским рыбакам. Отчасти в силу преобладания пришлого деревенского элемента, отчасти в силу условий существования среди П. крайне мало семейных. Семьи, если имеются, остаются на местах выхода. Семейные связи непрочны. Труд подростков, особенно девочек, имеет большое распространение.
На протяжении последних десятилетий отмечается существенное изменение в численности и составе П. Абсолютное количество П. растет или остается без существенных изменений, но почти повсюду отмечается относительная убыль П.; в большинстве стран она составляет все меньшую часть населения. При этом сокращение касается, гл. обр., домашней П., другие же виды П., наоборот, возрастают в числе. Мужской труд, в особенности в области домашней П., все больше вытесняется женским. Так, процентное отношение П. к самодеятельному населению по двум последовательным переписям составляло[1]:
В России по переписи 1897 г. насчитывалось П. 2.268.769, что составляет 9,24% самодеятельного населения (5% для мужск. самодеят. населения и 25,8% для женского).
Изменение состава П. наиболее ярко и полно иллюстрируется следующими данными германской статистики:
Относительная убыль П., уменьшение количества домашней П. и увеличение других видов П. обусловлены развитием общественного разделения труда, с одной стороны, постепенным обобществлением домашнего хозяйства — с другой. Питание вне дома, жизнь в пансионах и меблированных комнатах находят все большее распространение. Процесс вытеснения П. совершается также и под влиянием изменения социального положения П. По мере того, как в населении растет чувство личного достоинства, желающих служить становится все меньше. Слои населения, обычно поставляющие П., предпочитают итти на фабрики и заводы, в отхожие с.-х. работы или эмигрировать. Остающиеся требуют лучших условий труда и высшей оплаты, а это делает содержание П. менее доступным. Но пока социальное и правовое положение П. все еще остается крайне тяжелым, при чем оно существенно разнится для отдельных видов П. Положение ресторанной и т. п. П. более или менее приближается к положению служащих в некоторых отраслях торговли, положение же домашней П. складывается совершенно иначе, характеризуясь широкой властью нанимателя над личностью П. Круг обязанностей домашней П. точно не ограничен. Близость к семейному очагу нанимателей и проживание под одной кровлей с ними придают договору о найме П. своеобразный „семейно-правовой“ характер, который глубоко отличает его от других видов рабочего договора. Наиболее рельефно выступает эта черта в германском законодательстве. Положение П. там до сих пор нормируется особыми Gesindeordnungen, большинство которых издано еще в давние времена, преимуществ. в первой половине прошл. столетия. Общий гражданский кодекс ограничивается немногими статьями. Основными чертами германского законодательства о П. являются: 1) неограниченность круга обязанностей, лежащих на П.; 2) зависимость П. от хозяина и в области внеслужебных отношений; 3) обязанность П. к повиновению, почтительности и верности; 4) ограниченность П. в праве иска к хозяевам за оскорбление; 5) ограничение прав П. на самовольный уход: в случае такого ухода до срока полиция может заставить П. продолжать службу и, сверх того, по некоторым положениям, подвергнуть ее наказанию; хозяин может нанять другую П. за счет ушедшей; 6) юрисдикция полиции по делам о спорах между нанимателями и П.
Однако, хотя и очень медленно, но и в этой области традиции крепостного строя отмирают, и „семейно-правовой“ характер договора найма домашней П. все более уступает место типу обыкновенного рабочего договора. Переходную форму в этом отношении составляет австрийский закон, изданный 28 окт. 1911 г. для города Вены. Согласно этому закону, под домашней П. разумеются все служащие, выполняющие за плату в домашнем или сельском хозяйстве нанимателя простые работы и регулярно пребывающие в его доме. Никто не может быть нанят на службу до 14 лет. Все служащие обязаны иметь расчетные книжки. Работы не должны быть чрезмерно обременительны или продолжительны, во вред здоровью П. При этом, однако, даже по воскресным и праздничным дням обязательна обычная работа и всякая другая, не терпящая отлагательства. П. не имеет права отлучаться из дома без позволения, но ей должно предоставляться время для развлечений и устройства собственных дел. Мужчины старше 21 г. должны иметь выход каждую неделю на полдня, остальные служащие — в течение 7 часов каждую вторую неделю. В случае болезни П. хозяин обязан в течение четырех недель покрывать расходы по лечению и выдавать ей жалованье. Все эти нормы, однако, далеко отстали от фактического положения, которое начинает складываться для П. в передовых странах. В этом отношении более характерен коллективный тариф, распространенный в Дании, при чем многие положения этого тарифа легли в основу правительственного законопроекта, отменяющего устарелое Gesindeordnung и принятого стортингом. Тариф гарантирует: 1) достаточное питание, 2) хорошую комнату, 3) отдых в течение 1—1½ часа в день, 4) нормальный 12-час. раб. день, 5) два свободных вечера в неделю, 6) право выхода через воскресенье в два часа дня, 7) оплату сверхурочных работ, каковыми считаются работы после 6—7 час. веч. и до 6—7 час. утра, 8) ежегодный отпуск на 8 дней.
Новейшее социальное законодательство по большей части не распространяется на П. Однако, некоторые законы общего характера, в особенности в области страхования, касаются и П. Так, П. подлежит на общем основании обеспечению на случай инвалидности и старости в Англии (старческая рента), Франции и Германии (страхование), страхованию от болезней в Германии, страхованию от несчастных случаев (сельскохоз. П.) в Германии и пр. Закон 7 июня 1913 г., изданный во Франции в целях установления обязательного отдыха родильниц с выдачей им жалованья от нанимателей, распространяется и на П. (французский закон об обязательном еженедельном отдыхе на П. не распространяется). В нашем гражданском праве почти нет особых постановлений о найме П. На этот пробел обращено было внимание некоторыми членами III Гос. Думы из фракции националистов и правых. В феврале 1910 г. ими было внесено в Думу законодательное предположение о найме домашней П. В противоположность новейшему законодательству Зап. Европы проект был построен по старому прусскому образцу и весь проникнут одним стремлением — оградить хозяев от „произвола“ „привыкшей к безответственности“ П. Тем не менее совет министров 23 марта 1910 г. признал это законодательное предположение желательным и возложил разработку его на министерство юстиции. Последнее включило главные положения проекта во II отд. гл. IX книги V проекта гражданского уложения и вместе со всем проектом внесло их в Думу. Проект дает лишь „общую схему гражданско-правовых отношений, возникающих между П. и хозяевами, регламентацию же полицейского надзора предоставляет администрации“. Он не вводит обязательной формы заключения договора и нормирует преимущественно поводы расторжения договора, при чем для проникающей его тенденции характерен отказ признать одним из поводов расторжения „безнравственные действия со стороны хозяина“. По мнению авторов проекта, было бы опасным предоставлять П. подобное право. Точно так же характерно для проекта возложение расходов по похоронам П. на имущество умершей, а также предоставление нанимателю права вычитать из жалованья П. за убытки.
Жилищные условия П. всего хуже у нас и в северн. Германии, всего лучше в Соедин. Штатах и Англии. Во Франции, а также в южной Германии и Австрии комнаты служанок в наемных домах находятся всегда в верхнем этаже. Очень часто они не имеют печей. Но особенно скверны распространенные в сев. Германии (да и у нас) висячие нары (Hängeböden), помещающиеся где-нибудь над ванной, клозетом или кухонным углом и куда можно взобраться лишь с помощью лестницы. Крайне тяжелые жилищные условия, выпадающие на долю П., являются одним из главных факторов невыносимого морального положения, в котором находится П. Положение это усугубляется разобщенностью, беззащитностью П., зависимостью от капризов и прихотей всех домашних. П. поэтому дает наиболее высокий процент проституток. Положение недомашней П. в моральн. отношении не столь тяжело, как положение домашн. П. Личный гнет нанимателя проявляется не в столь осязательной форме. Договор найма нормируется общими положениями законодательства о найме. Труд огражден некоторыми специальными нормами, со значительными, однако, отступлениями от общего рабочего законодательства. Так, французский закон 1906 г. о еженедельном отдыхе дает в виде исключения право установления посменного отдыха гостиницам, лавкам для продажи напитков, ресторанам, баням и купальням. Точно так же бельгийский закон 1905 г., обеспечивающий торгово-промышленным служащим отдых после 6 дней работы, для гостиниц, ресторанов и аналогичных заведений устанавливает период в 6½ дней: П. этих заведений может быть свободна из 7 дней ½ или из 14 дней один день. В нашем законе, изданном 15 ноября 1906 г. в порядке 87 ст. Осн. Зак., также предусмотрен отдых П. на особых основаниях. Нормальный рабочий день установлен в 12 часов, заведения же, „имеющие целью продажу кушаний и напитков для потребления на месте…, а также купальни и бани могут быть открыты в продолжение не более 15 часов в сутки“. На эти же заведения не распространяется ст. 5, которой праздничная и воскресная торговля воспрещена. При работе свыше 8 часов в сутки обязателен перерыв в 2 часа, в остальных — ½-часовой перерыв. Служащие, не достигшие 17 лет, должны ежедневно отпускаться на 3 часа для посещения школ. Этими постановлениями исчерпывается законодательная охрана труда П. в России, да и эти постановления соблюдаются весьма слабо. Фактический рабочий день дольше установленного законом. В этом отношении наша действительность оказывается более мрачной, чем зап.-европейская, хотя и там труд П. крайне продолжителен. Для берлинских кафэ анкета союза трактирных служащих рисует такую картину: меньше 9 ч. работает 210 кельнеров и поваров, 9—10 ч. — 333, 10—11 час. — 602, 11—12 час. — 460, св. 12 час. — 129, св. 16 ч. — 73. Помощники их работают дольше: из 655 более 12 час. работают 455. Надо при этом заметить, что речь идет преимущественно о ночном труде. 85 предприятий дают еженедельный отдых, 29 — отдых раз в две недели, 98 — неопределенно и редко, 32 не дают никакого. Средняя плата кельнера 957 марок. Многие не получают никакого жалованья, довольствуясь чаевыми. Существуют даже такие заведения, которые взимают плату с П. за право прислуживать. П. является постоянным клиентом частных посреднических контор найма, которые безжалостно эксплуатируют их безработицу. За определение на место взимается порою весьма высокая плата (в Париже — 3% годового заработка, ⅓ месячного заработка).
Профессиональная организация среди П. в виду ее разрозненности и некультурности развита весьма слабо. У нас попытки организации домашней П. имели место в 1905 г., но с прекращением общественного подъема заглохли и эти попытки. В Германии лишь в 1909 г. под влиянием женского рабочего движения возник профессиональный союз домашних служащих (Verband des Hausangestellten), примыкающий к генеральной комиссии и насчитывающий (в 1912 г.) 29 отделений с 5.749 членами (11 муж. и 5.738 жен.). Рядом со „свободным“ союзом П. существует основ. в 1907 г. католический союз, насчитывавший в 1911 г. 61 отделение с 10.984 чл. П. вообще находится под сильным влиянием духовенства. Во Франции существует 5 обществ взаимопомощи домашней П. и 16 синдикатов с 6.981 чл. (9 в Париже с 3.785 чл.); из них только один примыкает ко Всеобщей Конфедерации труда. Лучше организована недомашняя П. Здесь нередки стачки и массовые движения. В мае 1908 г. организовался международный союз служащих в кафэ, отелях и в ресторанах. В России существуют кое-где (в Москве и др.) профессиональные общества поваров, общества взаимопомощи официантов. Весьма распространены артели официантов и поваров.
Литература: Stillich, „Die Lage der weiblichen Dienstboten in Berlin“; Else Conrad, „Das Dienstbotenfrage in der N. Amerikanischen Staaten“; Pieper, „Dienstbotenfrage“; Collet, „The money wages of indoor domestic servants“; Lucy Maynard Salmon, „Household Service“; Лили Браун, „Женский вопрос“; Cusenier, „Les domestiques en France“.
Г. Наумов.
- ↑ Для большинства стран таблица заключает П. в тесном смысле, для Соединенных Штатов — также прачек, парикмахеров и, сверх того, рабочих без указания профессии.