Бисерть, селение и станция на большом Сибирском тракте, в Красноуфимском уезде, на левом берегу р. Бисерти (притока Уфы), в расстоянии от Ачитской станции 22¾ верст, от Кленовской 24 версты к западу, от Екатеринбурга в 158 верстах, от Перми в 204 верстах, от Кунгура в 116 верстах. У самого селения едущие с запада со станции Ачитской должны переезжать р. Бисерть, весною на пароме, а в остальное время года во мосту.
Местность по тракту по обе стороны Бисертской станции гориста, а в особенности по направлению к Кленовской, где от самой почти Бисерти начинаются западные предгорья Урала, состоящие из тянущихся одни за другими с севера на юг рядов возвышенностей, с крутыми склонами на запад и более пологими и постепенными на восточную сторону. Тут, в 8 верстах от станции Бисертской, большой тракт проходит через значительную гору (которую Розе, спутник Гумбольдта на Урал, и Мурчисон называют Майясскою, а Гофман — Маякскою), возвышающуюся на 1036 русск. футов над уровнем моря и на 43 сажени над станцией Бисертскою, а далее, перед станцией Кленовской, еще более высокую гору Кленовую (1165 ф. над морским уровнем).
Селение Бисертское заведено было в 1735 году, по распоряжению бывшего тогда командира Уральских и Сибирских горных заводов В. Н. Татищева, для перемены проезжим лошадей, а также для охраны дороги из Екатеринбурга в Кунгур и местностей, к северу от нее лежащих, от нападений Башкирцев (тогда начинался башкирский бунт). С этой последней целью Бисертское селение окружено было деревянной рубленой стеною и снабжено ружьями и пушками, отчего и называлось Бисертской крепостью. Тогда же построены на той же дороге четыре другие крепостцы: одна на западе от Бисертской и три на востоке (см. Ачит, село в станция). В январе 1774 г. в Пугачевский бунт, один из главнейших предводителей мятежных шаек, так называемый полковник, Белобородов, вступивши в пределы нынешней Пермской губернии из Уфимского уезда и вышедши на кунгурско-екатеринбургскую дорогу, захватил врасплох стоявшего на пикете у Ачитской крепости горного офицера Воинова с командою, овладел этой крепостью, а потом и Бисертскою, Кленовскою, Киргишанскою и Гробововскою, и разорил несколько горных заводов екатеринбургского ведомства.
У Лепехина, в дневных записках его путешествия, неправильно сказано (ч. 2, стр. 221), будто в расстоянии 5 верст от Бисертской крепости находится Бисертский завод, тогда, как заводь этот далеко от нее, а в 5 верстах он от станции (прежней крепости) Киргишанской, с которой и сворачивают обыкновенно на завод.