Письмо Ф. М. Достоевскому 11 ноября 1861 г. (Тургенев)
Письмо Ф. М. Достоевскому |
Дата создания: 30 октября/11 ноября 1861 г. Париж.. Источник: http://turgenev.org.ru/e-book/pisma_k_dostoevski.htm |
Любезнейший Федор Михайловичь — прежде всего извините меня, что я на Ваше большое письмо отвечаю на таком лоскутке; — времени решительно нет, хотя я ничего особенного не делаю. — Во-первых — спасибо и за письмо и за обещание прислать Время, которое я жду с нетерпеньем; во-вторых, должен сказать Вам, что моя повесть, по причинам внутренним и внешним, явится не скоро в Русском Вестнике, во всяком случае не прежде возвращения моего в Россию — весной — а может быть совсем не явится. — Последнее даже вероятнее. — Современник плюется и сознательно лжет: но ведь это не в первый раз. — У меня письмо от Некрасова писанное в начале этого года, в котором он мне делает самые блестящие предложения — я ему отвечал что сотрудником Современника более не буду — ну и выходит что надо сказать публике что меня прогнали. Это все ничтожно и не стоит внимания. Это останется ничтожным, даже если Добролюбов меня совсем доканает — ибо что такое я, что такое — отдельное лицо? — Повесть, назначенная для Времени не подвинулась в эти последние дни, много других мыслей — (не литературных) вертелось у меня в голове… Но я либо ничего не буду писать или напишу эту вещь для вас. — А писать ее хочется.
Ваше письмо тем более меня обрадовало, что вот уже несколько недель, как обычные мои корреспонденты из Петербурга замолкли. Пожалуйста, будемте и вперед подавать весть друг другу, — Вы не можете сомневаться в искреннем участии, которое я принимаю в вас, в вашем журнале — и во всем что до вас касается. О содержании моей повести (для Р<усского> В<естника>) говорить в письме невозможно; главное лицо представляется выраженьем новейшей нашей современности — и так как она сама недавно выразилась довольно безобразно — то литературе остается до времени помолчать.
Поклонитесь от меня Полонскому и всем добрым приятелям. — Передайте мое почтение Вашей жене. Желаю Вам здоровья и всего хорошего. Преданный Вам
Ив. Тургенев.
Р. S. Сей час прочел стихотворение Вяземского в Русском Вестнике. — Экая мерзость! — Нет, видно кроме Вашего журнала нигде участвовать нельзя.