Сборник боевых документов/28/55

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Выписка из журнала боевых действий войск 6-й армии за январь 1945 г. (16-18 января)
См. Выпуск 28. Источник: Генеральный Штаб. Военно-научное управление. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1956. — Т. 28.

Выписка из журнала боевых действий войск 6-й армии за январь 1945 г. (16-18 января)

Выписка
из журнала боевых действий
войск 6-й армии
за январь 1945 г.
(16-18 января)


СЕКРЕТНО

ВЫПИСКА из ЖУРНАЛА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
ВОЙСК 6-й АРМИИ за ЯНВАРЬ 1945 г.
(16-18 ЯНВАРЯ)

Общая обстановка

На притяжении 16, 17 и 18 и шаря 1945 г. сильные подвижные группы соседей слева и справа вышли на рубеж р. Пилица[1] и далее на запад, отрезав пути отхода ожарувско-островецкой группировке [противника]. Разрозненные, отрезанные друг от друга части противника в течение 16.1.45 г. пытались оказывать сопротивление в районах погрузки в железнодорожные эшелоны. С выходом наших войск на р. Пилица окруженные части противника получили приказ организованное сопротивление прекратить и мелкими группами пробиваться к своим, не вступая в соприкосновение с нашими войсками. Немецкие подразделения начали бросать тяжелое пехотное оружие, обозы, артиллерию и разбредаться по лесам, стремясь лесными дорогами незаметно пройти на запад. Однако впереди были уже советские войска, и уходящие колонны и мелкие группы беспрерывно попадали под огонь засад и под удары преследующих частей армии. Так, 954-й охранный батальон, лесными дорогами отходивший на Вежбник, на исходе дня 17 января 1945 г. был задержан засадой, попал под удар подразделения 77-го укрепленного района и был полностью разгромлен. Остатки его (250 солдат) во главе с командиром батальона, командирами 1-й и 2-й рот были захвачены в плен. 342-я и 88-я пехотные дивизии за это время почти полностью потеряли убитыми и пленными свои арьергарды. Главные силы ушли в западном направлении, побросав почти всю технику, обозы и потеряв от 30 до 40% личного состава.

Действия войск армии

В течение ночи на 16.1.45 г. войска продолжали преследование. Главные силы армии продолжали действовать на Островец, Вежбник. Противник, привлекая артиллерию и минометы больших калибров, пытался оказать сопротивление на окраинах Островец, но умелым ночным маневром полков 218-й стрелковой дивизии город был взят. При поспешном отходе противник оставил на железнодорожных путях груженые эшелоны, а в городе – склады с боеприпасами и материальными ценностями.

К исходу того же дня (16.1.45 г.) также маневром был взят Кунув, а на следующий день – Вежбник.

Стрелковые корпуса в этот период строили боевые порядки войск следующим образом: каждый корпус имел две дивизии в первой линии и одну дивизию во втором эшелоне. Дивизии первой линии следовали в полковых колоннах, имея сильные головные походные заставы и разведывательные отряды в предвидении встречного боя. Разведывательные отряды по возможности имели радиосредства. При встрече с противником разведывательные отряды выбрасывались вперед параллельными маршрутами для сдерживания отходящих колонн противника. Головная походная застава связывала боем арьергарды противника до подхода главных сил.

На исходе дня 17 января части армии выполнили свою задачу по очищению района Островец, Скаржиско-Каменна от противника, были выведены во второй эшелон фронта и начали сосредоточение в районе северо-восточнее Скаржиско-Каменна.

Артиллерия армии выполняла свои задачи, сопровождая пехоту огнем и колесами на всю глубину боя.

Инженерные войска после прорыва обороны на левом фланге армии проделали большую работу по разминированию населенных пунктов и маршрутов движения частей. Всего в этот период было проверено на минирование 500 км дорог. При отходе противник подорвал все мосты и дорожные трубы. Инженерные части занимались восстановлением их и устройством объездных путей.

Связь во время движения со штабами корпусов была проводная; оперативная группа штаба с командирами корпусов поддерживала связь по радио. Командиры корпусов с дивизиями имели связь главным образом по радио, хотя на некоторых участках (левый фланг 74-го стрелкового корпуса) использовались проводные средства связи.

Работа штаба

В период с 16 по 18 января [штаб перемещался] в двух эшелонах: командующий армией с оперативной группой штаба [находился] впереди [и] руководил боем и всеми действиями войск; начальник штаба и остальной состав штаба (основной командный пункт) двигались за оперативной группой, поддерживая связь с фронтом, обмениваясь с ним срочной информацией и ведя документацию.


Выводы:

Противник. В связи с создавшейся угрозой окружения немецкое командование начало отвод своих войск с участка Юзефув, Завихост, Опатув. Под натиском ударной группировки на левом фланге армии отход стал весьма поспешным. Немецкое командование не смогло организованно отвести свои войска, опираясь на заранее подготовленные рубежи, а вынуждено было отводить части поспешно, что привело к дезорганизации управления и большим потерям в живой силе, особенно за счет арьергардов.

Войска армии при прорыве обороны, затем в процессе преследования показали способность решать сложные задачи маневренного боя. За исключением единиц, офицерский состав в целом удовлетворительно справился с задачами управления войсками в период наступления и преследования, а также с задачей организации взаимодействия родов войск. Одна из труднейших задач – взаимодействие артиллерии поддержки пехоты при бое в глубине обороны противника и главным образом при преследовании – была с успехом решена в ходе наступления.

Заслуживает внимания организация работы подразделений инженерных войск в период подготовки наступления и при последующем преследовании. Подразделения были твердо закреплены за отдельными участками и до конца провели на них весь цикл работ. Такой порядок, когда саперы не перебрасываются на другие участки и выполняют полный объем работ, строго сообразуясь с заранее составленным планом, является наилучшим. Кроме того, практика работы, особенно во время преследования, показала необходимость и действенность средств радиосвязи в инженерных войсках, так как отдельные части, переподчиненные корпусам, все же нуждаются в централизованном руководстве. Общевойсковыми же проводными средствами в напряженные периоды боя инженерный штаб пользоваться не может ввиду загрузки их, а своих средств связи развернуть не имеет материальной возможности.

В области связи практика работы показала, что при выдвижении вперед командующего армией с оперативной группой для связи с основным командным пунктом необходимо иметь два провода, а не один, так как в напряженные моменты боя линия бывает занята командованием и Оперативный отдел, не имея возможности связаться с оперативной группой или наблюдательными пунктами корпусов, довольствуется срочной информацией штабов корпусов по «СТ» (которая, кстати сказать, в острые моменты боя опаздывает и не отражает всех действий войск). Понятно, это обстоятельство ставит Оперативный отдел в затруднительное положение в смысле своевременного реагирования на меняющуюся обстановку и приказы командования.

В области работы штаба практика первого дня наступления и последующих показала, что разделение в таких случаях штаба на два эшелона в принципе правильно и себя оправдало. Однако посылка офицеров в штабы корпусов и дивизий с общей задачей «наблюдения и информации» при невозможности подменять командование и штабы и при стеснении в напряженные моменты боя средствами связи для информации – малоцелесообразна. За все время боя в течение 15 января 1945 г. и в последующие дни преследования офицеры командования не оказали никакого влияния на ход боя, так как все распоряжения командующим армией отдавались или по телефону или шифром лично командирам частей. Работа штаба проходила также без их участия. Загруженность же средств связи по линии командования и шифрованной перепиской исключала возможность их самостоятельной информации штаба армии. Единственно реально возможным для них было наблюдение за своевременной отправкой возможно более полных донесений согласно табелей срочных донесений. Наиболее деятельные из офицеров ушли в низовые штабы и к командирам батальонов, где совместно с командирами батальонов на местности решали боевые задачи. Офицер командования, командированный в 77-й укрепленный район, с санкции коменданта укрепленного района отстранил командира батальона, принял командование пулеметно-артиллерийским батальоном на себя и руководил боем его до окончания операции и вывода войск армии во второй эшелон фронта.

Очевидно, в аналогичных условиях высылка офицеров связи командования будет целесообразна при условии небольшого срока командировки (одни, максимум двое суток) и поручения офицеру строго определенного конкретного круга вопросов для проверки…

Заместитель начальника штаба 6-й армии
гвардии полковник Н. СИМАНОВСКИЙ

Начальник Отделения по использованию опыта войны
майор БАКАЕВ

Ф. 334, оп. 125962с, д. 2, лл. 11-14.


Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 28.

Примечания

  1. Приток р. Висла, протекает в 60 км севернее Скаржиско-Каменна.