Страница:1870, Russkaya starina, Vol 1. №1-6.pdf/246

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


вицѣ Павловой и вмѣстѣ съ женою приѣзжалъ нѣсколько разъ въ Грузино. Въ послѣдній разъ они были въ февралѣ 1834 года, менѣе чѣмъ за два мѣсяца до смерти Аракчеева. При отъѣздѣ, Аракчеевъ провожалъ ихъ до Чудова, гдѣ всѣ они остановились въ моемъ домѣ. 28 февраля, на прощаньѣ Аракчеевъ сказалъ Ильину: «Дай Богъ, чтобы наше дѣло увѣнчалось успѣхомъ». Затѣмъ, около 10-го апрѣля Аракчеевъ заболѣлъ и 21-го умеръ отъ водяной въ груди, не успѣвъ привести въ исполненіе свою мысль. Ильинъ потомъ сильно претендовалъ на меня за то, что я не извѣстилъ его о болѣзни Аракчеева.

Въ разговорахъ со мною Аракчеевъ иногда упоминалъ, что онъ желалъ бы продать Грузино. Онъ думалъ устроить продажу его въ казну чрезъ друга своего, графа Канкрина, и собирался писать къ нему объ этомъ. Я однажды спросилъ у Аракчеева: во сколько же онъ цѣнитъ Грузило? На это онъ отвѣчалъ, что не отдастъ его дешевле, какъ за 10.000,000 руб. Послѣ продажи Грузина онъ хотѣлъ жить за границей. Аракчеевъ никогда не предполагалъ, чтобы императоръ Николай сдѣлалъ изъ его имущества употребленіе, увѣковѣчившее его имя въ потомствѣ. Если-бы онъ могъ этого ожидать, то, я убѣжденъ, никогда бы не подумалъ измѣнять свое завѣщаніе.

IV.

Новгородскій кадетскій корпусъ былъ основанъ по подпискѣ дворянъ Новгородской и Тверской губерній. Аракчеевъ пожертвовалъ 300,000 р., на проценты съ которыхъ должны были постоянно содержаться 12 воспитанниковъ. Государь приказалъ именоваться имъ Аракчеевскими и носить на погонахъ буквы «Г. А.» Открытіе корпуса послѣдовало въ мартѣ 1834 года въ присутствіи великаго князя Михаила Павловича; сначала ожидали даже приѣзда государя, но потомъ онъ былъ отмѣненъ. Аракчеевъ не считалъ удобнымъ уклониться отъ участія въ этой церемоніи открытія, но проѣздомъ чрезъ Чудово говорилъ мнѣ, что ему ужасно не хочется ѣхать. Онъ приѣхалъ въ Новгородъ за день до открытія корпуса и ночевалъ въ Новгородѣ; слѣдующую ночь онъ провелъ въ Броницахъ въ 9-ти верстахъ отъ корпуса, куда приѣхалъ только утромъ въ самый день его открытія. Послѣ церемоніи онъ тотчасъ же отправился обратно,