Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/13

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

время крѣпость, турки бросились на штурмъ, но были встрѣчены такъ твердо, что въ концу 2-го часа, должны были отступить на разстояніе дальняго выстрѣла, и наши орудія перешли отъ картечи къ гранатамъ. Турки оставили подъ стѣнами до 300 тѣлъ, унеся съ собою также не малое число. Двѣ ночи подъ-рядъ они порывались подобрать своихъ убитыхъ, но каждый разъ оставляли только новыя жертвы. Наконецъ, на 3-й день, вслѣдствіе наступившихъ жаровъ и развившаго гніенія, заражавшаго воздухъ, комендантъ послалъ письмо, въ которомъ обѣщалъ не стрѣлять при уборкѣ тѣлъ. Съ 9 числа порція воды уменьшилась до ½ крышки въ день, не смотря на то, что усилившаяся жара вызывала необычайную жажду. Такъ какъ запасъ воды уже приходилъ къ концу, то собранный военный совѣтъ рѣшилъ сдѣлать ночью траншею или углубленную дорогу, до оврага, гдѣ протекаетъ ручей, въ 300 шагахъ отъ крѣпости. Для этого въ прикрытіе рабочимъ было назначено 25 казаковъ, а команда для носки воды получила деревянныя ведры и бурдюки, вообще такую погоду[1], которая не производила бы шума. Съ этою цѣлью желѣзныя ведра давались только по одному на человѣка, а солдатскіе котелки были строго запрещены. Не смотря однако на всѣ принятыя мѣры предосторожности, рабочіе все таки произвели такой шумъ, что привлекли вниманіе турокъ, которые открыли огонь изъ домовъ и тѣмъ заставили прекратить носку воды.

10-го числа запасъ воды въ госпиталѣ изсякъ, и съ этого времени больные и раненные стали получать воду изъ общаго запаса, по 1 крышкѣ утромъ и вечеромъ.

Дача сухарей уменьшена на ½ фунта.

Ночью снова попытались сдѣлать вылазку за водой и снова неудачно. Поэтому на другой день военный совѣтъ рѣшилъ сдѣлать дневную вылазку въ 5 часовъ вечера, чтобы выбить непріятеля изъ ближайшихъ къ ручью домовъ и кстати узнать: куда дѣвались главныя силы его, неподающія о себѣ два дня никакихъ признаковъ и даже прекратившая орудійный огонь. Непріятель никакъ неожидалъ, чтобы осажденные рѣшились сдѣлать вылазку среди бѣлаго дня, а потому вылазка удалась блистательнымъ образомъ: засѣвшія въ домахъ были истреблены и рабочіе спокойно набрали воды.

Въ госпиталѣ насталъ праздникъ: было изъ чего варить «горячее» и даже хватило воды на печеніе хлѣба. Сухари однакоже были на исходѣ, а потому съ 15-го числа порція уменьшилась до ¼ фунта. 10-го числа умеръ подполковникъ Пацевичъ. — 17-го числа Штоквичъ издалъ слѣдующій приказъ:

«Для сбереженія запаса сухарей на болѣе продолжительное время, единовременно съ вылазкою за водой, назначить по нѣсколько человѣкъ отъ

  1. Вероятно, «посуду». — Примѣчаніе редактора Викитеки.
Тот же текст в современной орфографии

время крепость, турки бросились на штурм, но были встречены так твердо, что в концу второго часа, должны были отступить на расстояние дальнего выстрела и наши орудия перешли от картечи к гранатам. Турки оставили под стенами до трехсот тел, унеся с собою также немалое число. Две ночи подряд они порывались подобрать своих убитых, но каждый раз оставляли только новые жертвы. Наконец, на третий день, вследствие наступивших жаров и развившего гниения, заражавшего воздух, комендант послал письмо, в котором обещал не стрелять при уборке тел. С девятого числа порция воды уменьшилась до половины крышки в день, несмотря на то что усилившаяся жара вызывала необычайную жажду. Так как запас воды уже приходил к концу, то собранный военный совет решил сделать ночью траншею или углубленную дорогу до оврага, где протекает ручей, в трехстах шагах от крепости. Для этого в прикрытие рабочим было назначено двадцать пять казаков, а команда для носки воды получила деревянные ведра и бурдюки, вообще такую погоду[1], которая не производила бы шума. С этою целью железные ведра давались только по одному на человека, а солдатские котелки были строго запрещены. Несмотря однако на все принятые меры предосторожности, рабочие все-таки произвели такой шум, что привлекли внимание турок, которые открыли огонь из домов и тем заставили прекратить носку воды.

Десятого числа запас воды в госпитале иссяк, и с этого времени больные и раненые стали получать воду из общего запаса, по одной крышке утром и вечером.

Дача сухарей уменьшена на половины фунта.

Ночью снова попытались сделать вылазку за водой и снова неудачно. Поэтому на другой день военный совет решил сделать дневную вылазку в пять часов вечера, чтобы выбить неприятеля из ближайших к ручью домов и кстати узнать, куда девались главные силы его, не подающие о себе два дня никаких признаков и даже прекратившие орудийный огонь. Неприятель никак не ожидал, чтобы осажденные решились сделать вылазку среди белого дня, а потому вылазка удалась блистательным образом: засевшие в домах были истреблены и рабочие спокойно набрали воды.

В госпитале настал праздник: было из чего варить «горячее» и даже хватило воды на печение хлеба. Сухари однако же были на исходе, а потому с пятнадцатого числа порция уменьшилась до четверти фунта. Десятого числа умер подполковник Пацевич. Семнадцатого числа Штоквич издал следующий приказ:

«Для сбережения запаса сухарей на более продолжительное время единовременно с вылазкою за водой назначить по несколько человек от

  1. Вероятно, «посуду». — Примѣчаніе редактора Викитеки.