Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/135

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

этой стороны встрѣтили ихъ выстрѣлами, такъ что турки, утративъ всякую надежду на спасеніе, остановились и послали парламентера къ Великому Князю Михаилу Николаевичу. Туркамъ былъ вскорѣ привезенъ отвѣтъ отъ главнокомандующего, въ которомъ требовалось, чтобы они немедленно положили оружіе. По приказанію своихъ полковниковъ, турки составили ружья въ козла и охрана послѣднихъ была поручена одному стрѣлковому батальону. Всего взято было въ плѣнъ: 7 пашей и 100 высшихъ офицеровъ, 36 орудій, 32 баталіона, 4 артиллерійскихъ бригады и огромное количество военнаго имущества, состоящего изъ артиллерійскихъ припасовъ, провіанта и пр. Взято также два турецкихъ знамени и много значковъ.

Не прошло и мѣсяца послѣ разгрома арміи Мухтара паши, какъ наши храбрые войска, руководимые генераломъ М. Т. Лорисъ-Меликовымъ, взяли штурмомъ крѣпость Карсъ. Корреспондент «Русскаго Мира», г. Трофимовъ, такимъ образомъ описываетъ это славное дѣло:

Послѣ пораженія арміи Мухтара-паши 3 октября, никто у насъ уже не сомнѣвался, что Карсъ будетъ нашъ. Многіе даже сѣтовали, зачѣмъ мы не пошли на штурмъ тотчасъ послѣ разгрома турецкихъ войскъ. Общее желаніе вскорѣ сбылось, такъ какъ рѣшено было, наконецъ, взять крѣпость штурмомъ. Сначала штурмъ предполагался въ ночь съ 1 на 2 ноября. Но, какъ нарочно, нѣсколько дней лилъ дождь и шелъ снѣгъ, таявшій весьма скоро. Грязь развело такую, что положительно не было никакой возможности взбираться на какую-нибудь покатость; а вѣдь спуски рвовъ и скаты валовъ турецкихъ укрѣпленій, конечно, подновлены и, значитъ, весьма круты. Штурмъ отложили поэтому до утра 2 числа, потомъ отложили еще разъ, къ большому горю солдатъ, выступившихъ уже изъ лагерей на сборные пункты и не спавшихъ почти всю ночь.

Черезъ два дня пріударилъ порядочный—таки морозецъ и заковалъ всю грязь, на слѣдующій день еще сильнѣе. Значитъ — въ сутки не оттаетъ. Окончательно штурмъ назначенъ былъ поэтому въ ночь съ 5 на 6 ноября.

Первоначальная диспозиція заключалась въ слѣдующемъ: Главная атака ведется на нижніе форты: Сувари, Канлы, Хафизъ; здѣсь наши войска действуютъ подъ непосредственнымъ руководствомъ генералъ-лейтенанта Лазарева; съ востока на Арабъ-табію и Карадахъ ведется демонстрація колонною г.-л. Шатилова со стороны Мацры; съ запада же и съ сѣвера, гдѣ построены: Токмасъ, Тикъ-тенеси, Лазъ-тенеси, Блюмъ-табія, Инглизъ-табія, Вели-паша и Мухлисъ, — демонстрируетъ колонна генералъ-лейтенанта Роопа. Въ случаѣ успѣха штурма всѣхъ трехъ нижнихъ фортовъ, колонны Шатилова и Роопа переходятъ отъ демонстраціи къ настоящей атакѣ и стараются овладѣть Арабомъ, Карадагомъ и Лазъ-тенеси.

Тот же текст в современной орфографии

этой стороны встретили их выстрелами, так что турки, утратив всякую надежду на спасение, остановились и послали парламентера к великому князю Михаилу Николаевичу. Туркам был вскоре привезен ответ от главнокомандующего, в котором требовалось, чтобы они немедленно положили оружие. По приказанию своих полковников турки составили ружья в козлы и охрана последних была поручена одному стрелковому батальону. Всего взято было в плен: семь пашей и сто высших офицеров, тридцать шесть орудий, тридцать два батальона, четыре артиллерийских бригады и огромное количество военного имущества, состоящего из артиллерийских припасов, провианта и прочего. Взято также два турецких знамени и много значков.

Не прошло и месяца после разгрома армии Мухтара-паши, как наши храбрые войска, руководимые генералом М. Т. Лорис-Меликовым, взяли штурмом крепость Карс. Корреспондент «Русского мира», господин Трофимов, таким образом описывает это славное дело.

После поражения армии Мухтара-паши 3 октября никто у нас уже не сомневался, что Карс будет наш. Многие даже сетовали, зачем мы не пошли на штурм тотчас после разгрома турецких войск. Общее желание вскоре сбылось, так как решено было наконец взять крепость штурмом. Сначала штурм предполагался в ночь с 1-го на 2 ноября. Но, как нарочно, несколько дней лил дождь и шел снег, таявший весьма скоро. Грязь развело такую, что положительно не было никакой возможности взбираться на какую-нибудь покатость; а ведь спуски рвов и скаты валов турецких укреплений, конечно, подновлены и, значит, весьма круты. Штурм отложили поэтому до утра 2-го числа, потом отложили еще раз, к большому горю солдат, выступивших уже из лагерей на сборные пункты и не спавших почти всю ночь.

Через два дня приударил порядочный-таки морозец и заковал всю грязь, на следующий день еще сильнее. Значит, в сутки не оттает. Окончательно штурм назначен был поэтому в ночь с 5-го на 6 ноября.

Первоначальная диспозиция заключалась в следующем. Главная атака ведется на нижние форты: Сувари, Канлы, Хафиз; здесь наши войска действуют под непосредственным руководством генерал-лейтенанта Лазарева; с востока на Араб-табию и Карадах ведется демонстрация колонною генерал-лейтенанта Шатилова со стороны Мацры; с запада же и с севера, где построены: Токмас, Тик-тенеси, Лаз-тенеси, Блюм-табия, Инглиз-табия, Вели-паша и Мухлис, — демонстрирует колонна генерал-лейтенанта Роопа. В случае успеха штурма всех трех нижних фортов, колонны Шатилова и Роопа переходят от демонстрации к настоящей атаке и стараются овладеть Арабом, Карадагом и Лаз-тенеси.