Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/136

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


На каждый изъ нижнихъ фортовъ было назначено по 5 батальоновъ и столько же назначено въ общій резервъ.

На Сувари шли: 3 батальона Перновцевъ, 1-й стрѣлк. батальонъ и батальонъ Севастопольцевъ, подъ начальствомъ графа Граббе.

На Канлы назначались: 3 батальона Севастопольцевъ и 2 Имеретинскихъ, подъ начальствомъ полковника Вождакина.

На Хафизъ посылались: 2 батальона Кутаисцевъ и по батальону Владикавказцевъ и Имеретинцевъ, подъ начальствомъ полк. Фадѣева.

За этою послѣднею колонною долженъ былъ держаться общій резервъ изъ 3-хъ батальоновъ Владикавказцевъ и 2-хъ батальоновъ Несвижцевъ, подъ начальствомъ свиты генералъ-маіора Гурчина.

Такъ какъ одною изъ причинъ неудачи Муравьевскаго штурма въ 1855 году были собаки, бѣжавшія при ротахъ и лаемъ своимъ предупредившія турокъ о нападеніи, то теперь собакъ строжайше запрещено было брать съ собою. Предыдущія дѣла указали также, что не только солдаты, но и нѣкоторые офицеры рѣшительно не понимаютъ, что зажиганіе спичекъ и куреніе папиросъ могутъ выдать наше движеніе туркамъ и послужатъ намъ во вредъ. Поэтому штурмовымъ колоннамъ запрещено было и куреніе.

Опытъ предъидущихъ случайныхъ атакъ указалъ также, что при каждой колоннѣ должны быть команды артиллеристовъ, которые умѣли бы дѣйствовать по туркамъ изъ захваченныхъ турецкихъ орудій, а въ случаѣ отступленія умели бы испортить эти орудія или вынуть замки. Затѣмъ, на случай необходимости разбить ворота, двери, пробить стену, крышу и т. п., надобно придать и команду саперъ съ динамитными патронами. А чтобы колонна могла сообщать о ходе своей работы въ резервъ и по начальству — необходимо придать ей и по нескольку казаковъ. Для большей же скорости передачи главнаго и наиболее существеннаго обстоятельства, что такой-то фортъ взятъ, необходимо было установить систему ночныхъ сигналовъ. Единственнымъ возможнымъ для насъ сигналомъ могли служить только ракеты, такъ какъ ни морскихъ фонарей Шпаковскаго, ни фальшфейеровъ у насъ не было. Поэтому въ каждой колонне приданы были еще и ракетныя команды. Самые сигналы установлены были слѣдующіе: если взятъ фортъ Сувари — пускаются съ него 2 ракеты; если взятъ Канлы — то съ него пускаютъ 3 ракеты, а если Хафизъ — то 4. Когда руководитель штурма увидитъ по ракетамъ, что всѣ три форта уже взяты — онъ пускаетъ 4 ракеты разомъ, что и служитъ сигналомъ для Шатилова и Роопа — начинать наступленіе. Если эти генералы замѣтили сигналъ и поняли его — они должны отвѣтить 2 ракетами, пущенными также разомъ; а когда начнется штурмъ Карадага съ горжи, то пускаются 6 ракетъ разомъ.

Тот же текст в современной орфографии

На каждый из нижних фортов было назначено по пять батальонов и столько же назначено в общий резерв.

На Сувари шли: три батальона перновцев, 1-й стрелковый батальон и батальон севастопольцев, под начальством графа Граббе.

На Канлы назначались: три батальона севастопольцев и два имеретинских, под начальством полковника Вождакина.

На Хафиз посылались: два батальона кутаисцев и по батальону владикавказцев и имеретинцев, под начальством полковника Фадеева.

За этою последнею колонною должен был держаться общий резерв из трех батальонов владикавказцев и двух батальонов несвижцев под начальством свиты генерал-майора Гурчина.

Так как одною из причин неудачи муравьевского штурма в 1855 году были собаки, бежавшие при ротах и лаем своим предупредившие турок о нападении, то теперь собак строжайше запрещено было брать с собою. Предыдущие дела указали также, что не только солдаты, но и некоторые офицеры решительно не понимают, что зажигание спичек и курение папирос могут выдать наше движение туркам и послужат нам во вред. Поэтому штурмовым колоннам запрещено было и курение.

Опыт предыдущих случайных атак указал также, что при каждой колонне должны быть команды артиллеристов, которые умели бы действовать по туркам из захваченных турецких орудий, а в случае отступления умели бы испортить эти орудия или вынуть замки. Затем, на случай необходимости разбить ворота, двери, пробить стену, крышу и тому подобное надобно придать и команду саперов с динамитными патронами. А чтобы колонна могла сообщать о ходе своей работы в резерв и по начальству — необходимо придать ей и по нескольку казаков. Для большей же скорости передачи главного и наиболее существенного обстоятельства, что такой-то форт взят, необходимо было установить систему ночных сигналов. Единственным возможным для нас сигналом могли служить только ракеты, так как ни морских фонарей Шпаковского, ни фальшфейеров у нас не было. Поэтому в каждой колонне приданы были еще и ракетные команды. Сами сигналы установлены были следующие: если взят форт Сувари, пускаются с него две ракеты; если взят Канлы, то с него пускают три ракеты, а если Хафиз, — то четыре. Когда руководитель штурма увидит по ракетам, что все три форта уже взяты, он пускает четыре ракеты разом, что и служит сигналом для Шатилова и Роопа — начинать наступление. Если эти генералы заметили сигнал и поняли его, они должны ответить двумя ракетами, пущенными также разом; а когда начнется штурм Карадага с горжи, то пускаются шесть ракет разом.