Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/169

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

явился прямо изъ Плевны, и, сообщивъ это извѣстіе, снова исчезъ въ темнотѣ. Нѣсколько минутъ спустя, пришла телеграмма, въ которой говорилось, что съ другой стороны видно очень много огней въ Плевнѣ — явленіе необыкновенное. Очевидно, тамъ происходило какое-то движеніе, и лазутчики были правы. Ночь шла медленно. Снѣжная буря пріостановилась, темныя тучи быстро неслись по небу, по временамъ разражаясь дождемъ. Въ три часа другой лазутчикъ принесъ извѣстіе, что люди Скобелева заняли позицію на склонѣ Зеленой[1] горы, и что кришинскіе редуты покинуты. Онъ сказалъ, что увѣренъ въ томъ, что всѣ позиціи съ нашей стороны въ скоромъ времени будутъ покинуты. Не пойдти ли ему впередъ и указать дорогу на кришинскіе редуты, рискуя быть заколотымъ штыкомъ, если его слова не окажутся справедливыми? Да, онъ долженъ пойдти, и Скобелевъ отдалъ приказъ войскамъ начать осторожно подвигаться впередъ и тщательно осматривать свой путь. Такъ и было сдѣлано, и позиціи взяты.

Наконецъ, стало достовѣрно извѣстно, что турки начали движеніе и что наступила окончательная, рѣшительная минута. Скобелевъ приказалъ немедленно привести занятыя позиціи въ оборонительное состояніе, на тотъ случай, если турки, отраженные, но не желающіе еще сдаться, попытаются снова взять ихъ. Начало свѣтать. Небо было облачное и снѣгъ грозилъ снова пойдти. Вдругъ, почти одновременно, послышался грохотъ тридцати или сорока орудій, за которымъ немедленно послѣдовалъ сильный ружейный трескъ. Битва началась. Турки, защищавшіеся четыре мѣсяца, бросились теперь черезъ силки, которые были разставлены вокругъ нихъ, и въ свою очередь атаковали траншеи и земляныя укрѣпленія, искусству защищать которыя они такъ хорошо научили своего врага.

Битва происходила по направлению моста черезъ Видъ на Софійской дорогѣ. Страшное и величественное зрѣлище представляло поле сраженія. Мѣстность позади Плевны образуетъ широкую, открытую равнину, въ которой горжа, ведущая въ Плевну, открывается на подобіе тоннеля. Равнина ограничена на плевненской сторонѣ крутыми, скалистыми утесами, у подножія которыхъ течетъ Видъ. Съ этихъ утесовъ, на разстояніи двухъ миль, тамъ и сямъ, въ быстрой, но неправильной послѣдовательности, поднимались огненные клубы, вспыхивавшіе и исчезавшіе, и затѣмъ опять вспыхивавшіе. Это былъ артиллерійскій огонь турокъ и русскихъ. Дымъ, носящійся кольцеобразно по Виду, восходилъ къ громаднымъ тучамъ, висѣвшимъ надъ горизонтомъ, въ то же время внизу безпрерывно появлялись огоньки, подобно молніи освѣщая темныя тучи. Чрезъ покровъ дыма можно было видѣть такой густой огонь, какъ будто это были свѣтляки

  1. В разным местах книги гора называется то «Зеленная», то «Зеленая». — Примѣчаніе редактора Викитеки.
Тот же текст в современной орфографии

явился прямо из Плевны, и, сообщив это известие, снова исчез в темноте. Несколько минут спустя пришла телеграмма, в которой говорилось, что с другой стороны видно очень много огней в Плевне — явление необыкновенное. Очевидно, там происходило какое-то движение и лазутчики были правы. Ночь шла медленно. Снежная буря приостановилась, темные тучи быстро неслись по небу, по временам разражаясь дождем. В три часа другой лазутчик принес известие, что люди Скобелева заняли позицию на склоне Зелёной горы[1], и что Кришинские редуты покинуты. Он сказал, что уверен в том, что все позиции с нашей стороны в скором времени будут покинуты. Не пойти ли ему вперед и указать дорогу на Кришинские редуты, рискуя быть заколотым штыком, если его слова не окажутся справедливыми? Да, он должен пойти, и Скобелев отдал приказ войскам начать осторожно подвигаться вперед и тщательно осматривать свой путь. Так и было сделано, и позиции взяты.

Наконец, стало достоверно известно, что турки начали движение и что наступила окончательная, решительная минута. Скобелев приказал немедленно привести занятые позиции в оборонительное состояние, на тот случай, если турки, отраженные, но не желающие еще сдаться, попытаются снова взять их. Начало светать. Небо было облачное и снег грозил снова пойти. Вдруг почти одновременно послышался грохот тридцати или сорока орудий, за которым немедленно последовал сильный ружейный треск. Битва началась. Турки, защищавшиеся четыре месяца, бросились теперь через силки, которые были расставлены вокруг них, и, в свою очередь, атаковали траншеи и земляные укрепления, искусству защищать которые они так хорошо научили своего врага.

Битва происходила по направлению моста через Вид на Софийской дороге. Страшное и величественное зрелище представляло поле сражения. Местность позади Плевны образует широкую, открытую равнину, в которой горжа, ведущая в Плевну, открывается наподобие тоннеля. Равнина ограничена на плевненской стороне крутыми, скалистыми утесами, у подножия которых течет Вид. С этих утесов на расстоянии двух миль там и сям в быстрой, но неправильной последовательности, поднимались огненные клубы, вспыхивавшие и исчезавшие, и затем опять вспыхивавшие. Это был артиллерийский огонь турок и русских. Дым, носящийся кольцеобразно по Виду, восходил к громадным тучам, висевшим над горизонтом, в то же время внизу беспрерывно появлялись огоньки, подобно молнии освещая темные тучи. Чрез покров дыма можно было видеть такой густой огонь, как будто это были светляки

  1. В разным местах книги гора называется то «Зеленная», то «Зеленая». — Примѣчаніе редактора Викитеки.