Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/177

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

не было убійственнаго блеска. Солдаты всѣ имѣли грязныя черныя шинели съ башлыками на головахъ и оборванною обувью. Они были изнурены и большею частію оборваны, но въ нашихъ глазахъ каждый изъ нихъ былъ герой, при воспоминаніи эпизодовъ продолжительной обороны Плевны до послѣдней отчаянной борьбы, имѣвшей цѣлію прорвать желѣзное кольцо.

2-го декабря жители города Плевны были вторично осчастливлены пріѣздомъ Государя Императора. Жители встрѣтили Его Императорское Величество съ хоругвями и крестами; дѣти пѣли гимны; народъ усыпалъ путь Государя Императора миртовыми вѣтвями. Депутація женщинъ привѣтствовала Государя Императора прочувствованною рѣчью на русскомъ языкѣ. Въ память незабвеннаго пребыванія Его Императорскаго Величества въ пострадавшемъ городѣ, жители Плевны постановили основать въ немъ гимназію и особымъ адресомъ просить позволенія о наименованіи ея священнымъ именемъ Царя-Освободителя.

Когда я ѣхалъ по склону горы на востокѣ отъ Плевны, по направленію къ редуту, защищающему дорогу между этимъ городомъ и деревней Радишевомъ, мнѣ представилась страшная картина. Сотни русскихъ скелетовъ валялись на склонахъ горы, гдѣ они пали во время августовскаго приступа. Кости были совсѣмъ голыя. Трупы, лежавшіе поближе къ турецкому укрѣпленію, были покрыты слегка землею, которая была размыта первымъ ливнемъ, и теперь они лежали обнаженными, какъ и другіе. Турецкіе аванпостныя ямы находились среди этихъ скелетовъ, многія изъ нихъ были въ разстояніи не болѣе одного шага. Не смотря на заразительное сосѣдство этихъ страшныхъ человѣческихъ остатковъ, на нихъ не было брошено ни одной лопаты земли. Какъ ни можетъ это показаться страннымъ, но многіе изъ этихъ скелетовъ имѣли ясное выраженіе, и по расположенію, въ которомъ они пали и по положенію ихъ костевыхъ челюстей. Сидя на лошади и смотря на это ужасное зрѣлище, я могъ различить павшихъ безъ страданій, отъ лицъ, умершихъ въ агоніи, и дѣйствіе было таково, что я его никогда не забуду. Русскіе солдаты, вступившіе въ Плевну въ тылу дѣлавшаго вылазку отряда Османъ паши, прошли среди этихъ останковъ своихъ непохороненныхъ товарищей, но у нихъ не проявилось желанія положить какое нибудь наказаніе на людей, которые могли поступить такъ безсердечно съ останками своихъ храбрыхъ враговъ. Болгарское кладбище на этой дорогѣ, вблизи города, пострадало отъ русскаго бомбардированія больше, чѣмъ какая либо другая часть турецкой позиціи: значительная часть надгробныхъ камней была разбита на куски гранатами. Вступивъ въ самый городъ, я удивился, найдя его столь мало поврежденнымъ канонадой. Улицы и дома имѣютъ такой же видъ, какъ и во всѣхъ

Тот же текст в современной орфографии

не было убийственного блеска. Солдаты все имели грязные черные шинели с башлыками на головах и оборванною обувью. Они были изнурены и большею частью оборваны, но в наших глазах каждый из них был герой, при воспоминании эпизодов продолжительной обороны Плевны до последней отчаянной борьбы, имевшей целью прорвать железное кольцо.

2 декабря жители города Плевны были вторично осчастливлены приездом государя императора. Жители встретили его императорское величество с хоругвями и крестами; дети пели гимны; народ усыпал путь государя императора миртовыми ветвями. Депутация женщин приветствовала государя императора прочувствованною речью на русском языке. В память незабвенного пребывания его императорского величества в пострадавшем городе жители Плевны постановили основать в нем гимназию и особым адресом просить позволения о наименовании ее священным именем царя-освободителя.

Когда я ехал по склону горы на востоке от Плевны, по направлению к редуту, защищающему дорогу между этим городом и деревней Радишевом, мне представилась страшная картина. Сотни русских скелетов валялись на склонах горы, где они пали во время августовского приступа. Кости были совсем голые. Трупы, лежавшие поближе к турецкому укреплению, были покрыты слегка землею, которая была размыта первым ливнем, и теперь они лежали обнаженными, как и другие. Турецкие аванпостные ямы находились среди этих скелетов, многие из них были в расстоянии не более одного шага. Несмотря на заразительное соседство этих страшных человеческих остатков, на них не было брошено ни одной лопаты земли. Как ни может это показаться странным, но многие из этих скелетов имели ясное выражение, и по расположению, в котором они пали и по положению их костевых челюстей. Сидя на лошади и смотря на это ужасное зрелище, я мог различить павших без страданий от лиц, умерших в агонии, и действие было таково, что я его никогда не забуду. Русские солдаты, вступившие в Плевну в тылу делавшего вылазку отряда Осман-паши, прошли среди этих останков своих не похороненных товарищей, но у них не проявилось желания положить какое-нибудь наказание на людей, которые могли поступить так бессердечно с останками своих храбрых врагов. Болгарское кладбище на этой дороге вблизи города пострадало от русского бомбардирования больше, чем какая-либо другая часть турецкой позиции: значительная часть надгробных камней была разбита на куски гранатами. Вступив в сам город, я удивился, найдя его столь мало поврежденным канонадой. Улицы и дома имеют такой же вид, как и во всех