Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/37

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

рой разсерженныхъ пчелъ. Въ это время былъ раненъ въ лѣвую ногу Драгомировъ.

Между тѣмъ бой продолжался. Застрѣльщики и брянскій полкъ неимѣли успѣха въ своемъ предпріятіи — взять турецкій лѣсистый склонъ нападеніемъ съ фронта, хотя имъ и удалось парализовать усилія турокъ, которые хотѣли прорваться влѣво отъ нихъ и зайти въ тылъ русскимъ. Въ 12 часовъ рѣшили произвести контръ-фланговое нападеніе на правый склонъ турецкаго горнаго кряжа, и еще разъ пустить снизу въ атаку застрѣльщиковъ и остальные отряды. Два батальона житомірскаго полка, оставивъ по ротѣ въ резервѣ, выходятъ изъ частью прикрытой первой русской позиціи на вершинѣ и идутъ по ротно черезъ довольно ровную поверхность, находящуюся выше долины. Турецкія орудія и пѣхота открываютъ по нимъ убійственный огонь и многіе изъ нихъ окрашиваютъ траву своею кровью. Но батальоны неудержимо стремятся впередъ и бросаются въ лѣсъ; русская артиллерія, подготовлявшая имъ дорогу, должна была умолкнуть, чтобы не стрѣлять по своимъ солдатамъ.

Поворотъ въ участи сраженія наступилъ послѣ часоваго ужаснаго боя; турки оставили свои позиціи и горный кряжъ перешелъ въ наши руки, чѣмъ значительно обезпечился успѣхъ въ послѣдующихъ битвахъ. Сколько подвиговъ необычайнаго мужества, храбрости и отваги выказали русскіе при защитѣ своихъ позицій на Шипкѣ; каждый, начиная съ генерала и до солдата, явили себя настоящими героями. Нѣтъ никакой возможности описывать всѣхъ случаевъ героизма русскихъ войскъ, а потому мы приведемъ здѣсь только одни эпизоды, о которыхъ говорилось въ нашихъ газетахъ.

Во время боя 13-го августа, солдаты брянскаго полка и болгарскаго легіона, защищавшіе укрѣпленіе, называемое «турецкій люнетъ», къ двумъ часамъ пополудни остались безъ патроновъ. Огонь прекратился, потому что резервовъ не было. Ободренные этимъ, турки съ величайшею отвагою бросились на штурмъ этой важной позиціи, и уже поднялись на ея вершину, какъ вдругъ русскіе вышли изъ-за окоповъ и осыпали турокъ градомъ крупныхъ камней и бревенъ, катившихся въ оврагъ, изъ котораго вышелъ непріятель. Нѣкоторые изъ смѣльчаковъ, взобравшіеся на площадку, были заколоты штыками и отправились за своими товарищами. Въ теченіе часа русскіе защищались этими новаго рода метательными снарядами; наконецъ не хватило камней, и русскіе стали пускать въ турокъ изломанными ружьями, кусками земли и подсумками, наполненными мелкими камнями. Несмотря на это, турки, ободряемые своими офицерами, готовы были уже овладѣть укрѣпленіемъ, какъ вдругъ могучее «ура!» раздавшееся

Тот же текст в современной орфографии

рой рассерженных пчел. В это время был ранен в левую ногу Драгомиров.

Между тем бой продолжался. Застрельщики и брянский полк не имели успеха в своем предприятии — взять турецкий лесистый склон нападением с фронта, хотя им и удалось парализовать усилия турок, которые хотели прорваться влево от них и зайти в тыл русским. В двенадцать часов решили произвести контрфланговое нападение на правый склон турецкого горного кряжа и еще раз пустить снизу в атаку застрельщиков и остальные отряды. Два батальона житомирского полка, оставив по роте в резерве, выходят из частью прикрытой первой русской позиции на вершине и идут поротно через довольно ровную поверхность, находящуюся выше долины. Турецкие орудия и пехота открывают по ним убийственный огонь и многие из них окрашивают траву своею кровью. Но батальоны неудержимо стремятся вперед и бросаются в лес; русская артиллерия, подготовлявшая им дорогу, должна была умолкнуть, чтобы не стрелять по своим солдатам.

Поворот в участи сражения наступил после часового ужасного боя; турки оставили свои позиции и горный кряж перешел в наши руки, чем значительно обеспечился успех в последующих битвах. Сколько подвигов необычайного мужества, храбрости и отваги выказали русские при защите своих позиций на Шипке; каждый, начиная с генерала и до солдата, явили себя настоящими героями. Нет никакой возможности описывать всех случаев героизма русских войск, а потому мы приведем здесь только одни эпизоды, о которых говорилось в наших газетах.

Во время боя 13 августа солдаты брянского полка и болгарского легиона, защищавшие укрепление, называемое «турецкий люнет», к двум часам пополудни остались без патронов. Огонь прекратился, потому что резервов не было. Ободренные этим турки с величайшею отвагою бросились на штурм этой важной позиции и уже поднялись на ее вершину, как вдруг русские вышли из-за окопов и осыпали турок градом крупных камней и бревен, катившихся в овраг, из которого вышел неприятель. Некоторые из смельчаков, взобравшиеся на площадку, были заколоты штыками и отправились за своими товарищами. В течение часа русские защищались этими нового рода метательными снарядами; наконец не хватило камней и русские стали пускать в турок изломанными ружьями, кусками земли и подсумками, наполненными мелкими камнями. Несмотря на это, турки, ободряемые своими офицерами, готовы были уже овладеть укреплением, как вдруг могучее «ура!», раздавшееся