Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/45

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

считываясь товарищей, они выходили на берегъ, падали подъ градомъ пуль, но за ними шли грудью и въ штыки задніе ряды и выбивали непріятеля, прятавшагося за кустами и изгородями. Успѣхъ всего дѣла принадлежитъ партіи тѣхъ храбрецовъ, которые, оставшись, какимъ-то чудомъ, въ живыхъ, неустрашимо кидались въ штыки на непріятеля и, удерживая его, давали тѣмъ возможность высаживаться на берегъ свѣжимъ войскамъ. Этою партіею истинныхъ героевъ командовалъ безсмертный Бряновъ, который, одушевляя солдатъ и идя впереди ихъ, былъ поднятъ на штыки и получилъ девять ранъ. Тутъ же были ранены полковой командиръ Духановъ, Озеровъ и др.

Въ то время, какъ на берегу шла отчаянная битва, понтоны приставали одинъ за другимъ; но такъ какъ одни приставали раньше, а другіе позже, то, при высадкѣ, части перемѣшалися, роты перепутались и это обстоятельство нѣсколько задержало нашихъ молодцевъ кинуться на турокъ сразу и погнать ихъ. Кромѣ того, съ первымъ и вторымъ рейсомъ, вслѣдствіе убійственнаго огня непріятеля, достигло берега по 5—6 человѣкъ съ каждаго понтона, остальные же были убиты. Вмѣстѣ съ третьимъ рейсомъ, пріѣхалъ и начальникъ дивизіи, генералъ Драгомировъ. Приведя въ порядокъ разрозненныя части, онъ тѣмъ самимъ далъ имъ возможность кинуться въ штыки и очистить мѣстность отъ непріятеля, который обливалъ кровью каждый шагъ своего отступленія. Между тѣмъ, полки все перевозились и перевозились; переправа шла такъ быстро, что къ пристани не успѣвали подходить пѣхотныя части. Съ цѣлью заставить непріятельскія батареи прекратить свой страшный огонь по переправляющимся на понтонахъ, наши 48 орудій громили турецкія батареи, и только послѣ долгихъ усилій заставили замолчать ихъ. Больше всего наносила вредъ нашимъ войскамъ правая турецкая батарея, расположенная вправо отъ Систова, и ее-то всего труднѣе было уничтожить. Высадившіеся, тѣмъ временемъ, полки 14 дивизіи все болѣе и болѣе подвигались впередъ и зашли въ тылъ турецкимъ батареямъ; послѣднія снялись и тѣмъ совершенно облегчили переправу. Послѣ этого переправу можно уже было считать, вполнѣ удавшеюся. Въ продолженіи 18 часовъ на правый берегъ переѣхало 30,000 войска и одна батарея.

Переправа стоила намъ далеко не столь значительныхъ жертвъ, какъ это предполагали въ началѣ кампаніи. Какъ оказалось, мы потеряли въ бою 291 человѣкъ убитыми и 446 человѣкъ выбыло изъ строя ранеными. На сколько удачно была совершена переправа и какихъ сравнительно незначительныхъ жертвъ она стоила, можно судить по тому, что когда одинъ изъ нашихъ корреспондентовъ при встрѣчѣ съ Августѣйшимъ Главно-

Тот же текст в современной орфографии

считываясь товарищей, они выходили на берег, падали под градом пуль, но за ними шли грудью и в штыки задние ряды и выбивали неприятеля, прятавшегося за кустами и изгородями. Успех всего дела принадлежит партии тех храбрецов, которые, оставшись каким-то чудом в живых, неустрашимо кидались в штыки на неприятеля и, удерживая его, давали тем возможность высаживаться на берег свежим войскам. Этою партией истинных героев командовал бессмертный Брянов, который, одушевляя солдат и идя впереди их, был поднят на штыки и получил девять ран. Тут же были ранены полковой командир Духанов, Озеров и другие.

В то время как на берегу шла отчаянная битва, понтоны приставали один за другим; но так как одни приставали раньше, а другие позже, то при высадке части перемешались, роты перепутались и это обстоятельство несколько задержало наших молодцев кинуться на турок сразу и погнать их. Кроме того, с первым и вторым рейсом, вследствие убийственного огня неприятеля, достигло берега по пять-шесть человек с каждого понтона, остальные же были убиты. Вместе с третьим рейсом приехал и начальник дивизии, генерал Драгомиров. Приведя в порядок разрозненные части, он тем самым дал им возможность кинуться в штыки и очистить местность от неприятеля, который обливал кровью каждый шаг своего отступления. Между тем полки всё перевозились и перевозились; переправа шла так быстро, что к пристани не успевали подходить пехотные части. С целью заставить неприятельские батареи прекратить свой страшный огонь по переправляющимся на понтонах наши сорок восемь орудий громили турецкие батареи и только после долгих усилий заставили замолчать их. Больше всего наносила вред нашим войскам правая турецкая батарея, расположенная вправо от Систова, и ее-то всего труднее было уничтожить. Высадившиеся тем временем полки 14-ой дивизии все более и более подвигались вперед и зашли в тыл турецким батареям; последние снялись и тем совершенно облегчили переправу. После этого переправу можно уже было считать вполне удавшеюся. В продолжение восемнадцати часов на правый берег переехало 30 000 войска и одна батарея.

Переправа стоила нам далеко не столь значительных жертв, как это предполагали в начале кампании. Как оказалось, мы потеряли в бою 291 человек убитыми и 446 человек выбыло из строя ранеными. Насколько удачно была совершена переправа и каких сравнительно незначительных жертв она стоила, можно судить по тому, что, когда один из наших корреспондентов при встрече с августейшим главно-