Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/84

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

изъ которыхъ наиболѣе важными представляются Гелявердинскія, съ восточной стороны, а затѣмъ отдѣльная крутая гора Рамазанъ, господствующая надъ всею окрестною мѣстностью, къ сѣверу отъ города. Турки, оцѣнивъ значеніе этихъ высотъ, заняли ихъ сильными передовыми фортами, причемъ на отдѣльной горѣ, съ сѣверной стороны, возвели укрѣпленіе Рамазанъ, на которое какъ турецкіе инженеры, такъ и гарнизонъ возлагали свои главнѣйшія надежды; на Гелявердинскихъ-же высотахъ, было построено сильное укрѣпленіе Эмиръ-Оглы, а рядомъ съ послѣднимъ редутъ съ линіею окоповъ.

Гарнизонъ крѣпости состоялъ изъ двѣнадцати батальоновъ, подъ начальствомъ Гасана паши. Главнымъ дѣятелемъ при оборонѣ Ардагана, не по власти, а по энергіи, согласно показаніямъ мѣстныхъ жителей, былъ нѣкто Кафтаръ-бекъ, родомъ кавказскій горецъ, а по другимъ свѣдѣніямъ — венгерецъ.

1-го мая, когда соединились колонны дѣйствующаго корпуса и ахалцыхскаго отряда и командованіе надъ всѣми войсками принялъ Лорисъ-Меликовъ, было рѣшено атаковать Ардаганъ. Но такъ какъ атака сильныхъ и трудно-доступныхъ укрѣпленій Рамазана потребовала-бы весьма большихъ усилій и повлекла-бы за собою потерю времени и значительный уронъ въ людяхъ, то рѣшено было, оставивъ до времени въ сторонѣ укрѣпленіе Рамазанъ, начать действовать противъ Гелявердинскихъ высотъ, со взятіемъ которыхъ получалась надежда поколебать нравственный духъ обороняющагося и сдѣлать первый прочный шагъ къ дальнѣйшему овладѣнію крѣпостью и городомъ. По овладѣніи Гелявердинскими высотами, предполагалось обоимъ отрядамъ дѣйствовать совокупно, съ южной и восточной сторонъ.

Съ этою цѣлью было предписано войскамъ, входящимъ въ составъ ахалцыхскаго отряда и находящимся подъ начальствомъ генералъ-лейтенанта Девеля, атаковать укрѣпленія Эмиръ-Оглы, расположенное, какъ сказано выше, на Гелявердинскихъ высотахъ. Атака была назначена на утро 4-го мая. Остальныя войска, прибывшія изъ подъ Карса, подъ начальствомъ генералъ-лейтенанта Геймана, были расположены на южной слабѣйшей сторонѣ крѣпости, гдѣ предстояло вести главныя дѣйствія.

Въ 6½ часовъ утра, 4-го мая, генералъ-лейтенантъ Девель, построивъ войска въ боевой порядокъ, приказалъ батареѣ открыть огонь. По полученіи приказанія наша артиллерія, съ разстоянія 1.680 саженъ, открыла такой мѣткій огонь по лагерю и по горной непріятельской батареѣ, стрѣлявшимъ по нашимъ войскамъ, поднимавшимся въ гору, что турки вскорѣ стали снимать палатки лагеря, а горная батарея прекратила огонь. Тѣмъ

Тот же текст в современной орфографии

из которых наиболее важными представляются Гелявердинские, с восточной стороны, а затем отдельная крутая гора Рамазан, господствующая над всею окрестною местностью, к северу от города. Турки, оценив значение этих высот, заняли их сильными передовыми фортами, причем на отдельной горе с северной стороны возвели укрепление Рамазан, на которое как турецкие инженеры, так и гарнизон возлагали свои главнейшие надежды; на Гелявердинских же высотах было построено сильное укрепление Эмир-Оглы, а рядом с последним редут с линией окопов.

Гарнизон крепости состоял из двенадцати батальонов, под начальством Гасана-паши. Главным деятелем при обороне Ардагана не по власти, а по энергии, согласно показаниям местных жителей, был некто Кафтар-бек, родом кавказский горец, а по другим сведениям — венгерец.

1 мая, когда соединились колонны действующего корпуса и ахалцыхского отряда и командование над всеми войсками принял Лорис-Меликов, было решено атаковать Ардаган. Но так как атака сильных и труднодоступных укреплений Рамазана потребовала бы весьма больших усилий и повлекла бы за собою потерю времени и значительный урон в людях, то решено было, оставив до времени в стороне укрепление Рамазан, начать действовать против Гелявердинских высот, со взятием которых получалась надежда поколебать нравственный дух обороняющегося и сделать первый прочный шаг к дальнейшему овладению крепостью и городом. По овладении Гелявердинскими высотами, предполагалось обоим отрядам действовать совокупно с южной и восточной сторон.

С этою целью было предписано войскам, входящим в состав ахалцыхского отряда и находящимся под начальством генерал-лейтенанта Девеля, атаковать укрепления Эмир-Оглы, расположенное, как сказано выше, на Гелявердинских высотах. Атака была назначена на утро 4 мая. Остальные войска, прибывшие из-под Карса, под начальством генерал-лейтенанта Геймана были расположены на южной слабейшей стороне крепости, где предстояло вести главные действия.

В шесть с половиной часов утра 4 мая генерал-лейтенант Девель, построив войска в боевой порядок, приказал батарее открыть огонь. По получении приказания наша артиллерия с расстояния 1 680 сажен открыла такой меткий огонь по лагерю и по горной неприятельской батарее, стрелявшим по нашим войскам, поднимавшимся в гору, что турки вскоре стали снимать палатки лагеря, а горная батарея прекратила огонь. Тем