Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 45.pdf/549

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Во второй половине июня — начале июля Толстой получил гранки следующих книжек (№№ 20—31), а также третью верстку первых пяти книжек. О просмотре этих последних корректур в Дневнике Толстого 9 июля записано: «С удовольствием... писал, занимался корректурами первых 5 книжек».

В записках А. Б. Гольденвейзера за этот день приведены следующие слова Толстого: «Мне Иван Иванович прислал корректуры, и я сегодня пять книжечек совсем кончил к печати. И, признаюсь, мне очень понравилось. Я этой работой иногда очень бываю недоволен, — нет, не очень, но бывает, что кажется, что всё нехорошо».[1]

Такого же характера отзыв Толстого об этих книжках записан и в дневнике В. Ф. Булгакова за то же число: «Я этими пятью книжками очень доволен. Для тех, кто не интересуется религиозными вопросами, они будут неинтересны, а те, кто интересуется ими, найдут их очень хорошими».[2]

7 июля И. И. Горбунов-Посадов послал Толстому корректурные гранки книжки «Правдивость». В письме, посланном одновременно с корректурами, он писал: «Дорогой Лев Николаевич, посылая вам Правдивость, напоминаю вам ввиду того, что в этой книжечке приходится выключить для первого издания ряд мыслей по нецензурности, напоминаю, чтобы вы все равно исправляли их, как и идущие, так как, я вам писал, все выключенное по нецензурности будет тщательно включено в особые экземпляры и появится, конечно, и у нас в свое время».

11 июля И. И. Горбунов-Посадов послал Толстому корректуру одной из последних набиравшихся тогда в «Посреднике» книжек — «После смерти». В этом же месяце «Посредник» приступил к набору «нецензурных» книжек: «Корыстолюбие», «Неравенство», «Насилие», «Наказание» и «Ложная вера». Горбунов-Посадов надеялся, что, несмотря на неизбежность больших цензурных изъятий в этих книжках, все же удастся сохранить их главные мысли. Только одну книжку — «Суеверие государства» — было решено не давать в набор, так как при тогдашних цензурных условиях ни одна мысль из этой книжки не могла появиться в печати.

С 11 по 16 июля Толстой был занят исправлением корректур книжечек «Правдивость» и «После смерти» (см. записи в Дневнике за 11, 13—16 июля, т. 58, стр. 63—66, а также письмо Толстого к В. Г. Черткову от 16 июля, т. 89). 16 июля Толстой отметил в Дневнике: «Ездил к Ивану Ивановичу, отдал корректуры».

Повидимому, к середине июля нужно отнести и определение окончательного заглавия для готовившегося сборника. В. Ф. Булгаков в своем дневнике 9 июля записал, что Толстой, не удовлетворенный заглавием «Мысли о жизни», подыскивал более подходящее. По словам Булгакова, Толстой накануне говорил, что хочет назвать его «Как жить?» Между тем, по предложению И. И. Горбунова-Посадова, Толстой изменил свое намерение и назвал: «Путь жизни».[3] В рукописях сборника такое заглавие

  1. А. Б. Гольденвейзер, «Вблизи Толстого», 2, стр. 105.
  2. В. Ф. Булгаков, «Лев Толстой в последний год его жизни», стр. 260.
  3. См. Д. П. Маковицкий, «Яснополянские записки», рукопись — запись под 7 апреля 1910 г. (позднейшее добавление к ней); Л. Л. Толстой, «Правда о моем отце», Л. 1924, стр. 99.
549