И гетманъ говорилъ, что онъ тебѣ великому государю и нынѣ служить вѣрно; а отъ воеводъ бутто бунты взочнутца; а ратные твои государевы люди были ему надобны въ тѣ поры съ Москвы, чтобъ де въ Войскѣ было славно, а ему бъ, гетману, то честь.
А какъ я, холопъ твой, съ гетманомъ говорилъ, и ѣдучи за гетманомъ Чигиринецъ Ивашка Богунъ, кричалъ и говорилъ: намъ де воеводы ненадобны; жонъ де да дѣтей нашихъ переписывать пріѣхали? И мнѣ, холопу твоему, грозилъ и говорилъ: ты де къ намъ въ Чигиринъ воеводою ѣдещь? не здоровъ де отъ насъ выѣдешь!
И я, холопъ твой, гетману говорилъ, чтобъ ево, Ивашка, велѣлъ унять. И гетманъ ему велѣлъ перестать и говорилъ: не та теперешнея де рѣчь!
А въ Чигиринъ гетманъ пришолъ іюня въ 16 день, и по се число въ городы о твоихъ государевыхъ воеводахъ не писывалъ. А отъ Крымского, государь, хана къ гетману пріѣхалъ Мустафа-ага прошать людей итти на Венгерского Ракоцу. И гетманъ ево и Маметшу-мурзу отпускаетъ вскорѣ, а посылаетъ де, государь, съ ними дву полковниковъ съ ратными людьми, а отъ насъ, холопей твоихъ, таитъ. А сказывалъ мнѣ, холопу твоему, Карачь-беевъ дворовой Татаринъ Маметка, что Крымской ханъ пришолъ въ Актермень; а собрався де, государь, тутъ, итти на Венгерского Ракоцу съ Турскими людьми. А въ обозъ, государь, къ гетману пріѣхалъ Польской гонецъ Стрѣлковской обѣщать посла, и нынѣ онъ въ Чигиринѣ. А въ послѣхъ де, государь, идетъ къ гетману Янъ Биневской.
А пріѣхавъ въ Чигиринъ, я, холопъ твой, посылалъ къ гетману подьячего четырже, и онъ къ себѣ не пускаетъ; одинажды ево подьячей видѣлъ, а мнѣ, холопу твоему, къ себѣ быти не велитъ. А какъ къ тебѣ великому государю отпускалъ Ивана Опухтина, и онъ де, гетманъ, говорилъ, что мнѣ, холопу твоему, у нево дѣлать нечево, и хочетъ отпускать меня, холопа твоего, къ тебѣ великому государю. И о томъ мнѣ, холопу своему, какъ ты, великій государь, укажешь? А дорогою ѣдучи со мною, холопомъ твоимъ, гетманъ говорилъ: нынѣ къ тебѣ великому государю челомъ ударить ѣхать ему, гетману, немочно, бутто опасаетца на себя бунтовъ еще въ Войскѣ.
Подлинные. На оборотѣ второй отписки 1) адресъ; 2) помѣта: 166 г. іюля въ 10 день съ Петровымъ человѣкомъ Скуратова съ Ортюшкою Ивановымъ. Списана и чтена.
70.—1658, іюля 4—7. Челобитная царю Алексѣю Михайловичу Лубенскаго эсаула Костянтинова о подтвержденіи ему на владѣніе имуществомъ и подтвердительная царская грамота на челобитную.
I. Царю государю и великому князю Алексѣю Михайловичю, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержцу, бьетъ челомъ холопъ твой Запоровской Черкашенинъ Лубенскій есаулъ Левка Костянтиновъ. Въ прошломъ, государь, во 163-мъ году былъ я, холопъ твой, на твоей государевѣ службѣ подъ Солонымъ городкомъ съ твоимъ государевымъ околничимъ съ княземъ Григорьемъ Григорьевичемъ Ромодановскимъ въ полку у Григорья Сафоновича Лѣсницкого, полковника Миргородцкого. И на томъ, государь, бою цѣлой день съ Ляхами билися, и я, холопъ твой, не томъ бою схваталъ Яна Потоцкого; а того, государь, Яна Потоцкого отдалъ я, холопъ твой, гетману Богдану Хмельницкому. Да въ то жъ, государь, время твоего государева боярина Андрея Васильевича Бутурлина сына ево Крымскія люди взяли въ полонъ; и того, государь, Яна Потоцкого за твоево государева боярина Андрея Васильевича Бутурлина, за сына ево, Богданъ Хмельницкой отдалъ на размѣну; а за то, государь, гетманъ Богданъ Хмельницкій приказалъ полковнику Григорью Миргородскому, чтобъ ме-