Страница:БСЭ-1 Том 12. Воден - Волховстрой (1928).pdf/314

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
58'5

ВОЙНА

против него все классы населения, ожесточили армию, истребили в громадных размерах ее старый командующий сослав, заскорузло-дворянского и особенно гнилого чиновничьего характера, заменили его молодым, свежим»... (Ленин).

Нельзя более красноречиво определить значение военного фактора в вопросе о способе окончания В. в век империализма. Ту же картину мы видим и в Германии в ноябре 1918. «Безнадежность военного положения и отсутствие всякой поддержки господствующих классов трудящимися массами обнаружены сразу. Этот кризис означает начало революции либо во всяком случае то, что ее неизбежность и близость стали видны теперь массам воочию» (Ленин, «О германской революции. Письмо ВЦИК 4 октября 1918»). Победа, достигнутая путем революционного взрыва в стране и армии побежденного, ставит, впрочем, тяжелую проблему перед одинаковым по классовой природе победителем: обезопасить себя от влияния революции. Однако, эта задача не относится к побеждающему пролетарскому государству, которое утверждает с новым революционным братским правительством действительно прочный мир.

Особенности гражданской В.

Гражданская В. 1918—21 в Советской России (точно так же, как и гражданская В. в Китае — начальный период Северной экспедиции 1926—27), отличавшаяся крайней решительностью действий, подвижностью армий и фронтов и захватом громадных территорий в самые короткие промежутки времени, выявила громадное значение военного и политического фактора в совершенно других формах, нежели во время В. 1914—18.

Создание красных и белых армий происходило, главн. обр., непосредственно на фронтах. Тыловые формирования давали сравнительно малые результаты. Колоссальная энергия, проявленная Российской коммунистической партией и рабочим классом в процессе организации фронтов, политическая работа (см.) в армии, агитация и пропаганда (см. Военная печать) обеспечили возможность создания многомиллионных регулярных армий; Эти армии очень мало походили на вооруженные силы империалистов.

Импровизация в строительстве войсковых частей, — под огнем противника, — кипучая революционная деятельность на фронтах борьбы и зачастую косность центральных военных аппаратов, отсутствие навыков и теоретических знаний у большей части комсостава и трудности централизованного снабжения — все эти условия создавали предпосылки ряду недостатков в организационной структуре Красной армии. При нескольких миллионах мобилизованных мы имели в составе армии и на фронтах самое ничтожное количество активных штыков, артиллерии и т. п. Однако, несмотря на все организационные недостатки, Красная армия в ее борьбе против белогвардейцев, поддержанных империалистами чуть ли не всех стран, сумела одержать крупнейшие победы. Эти победы, с Одной стороны, объясняются громадной силой революционных лозунгов’ гражданской В. и, с другой сторо 586

ны, величиной территории, необыкновенной энергией и упорством в ведении операций, исключительной творческой силой строительства и укрепления вооруженных сил на фронтах борьбы и, наконец, при крайней малочисленности активных штыков — относительной силой техники, хотя по абсолютному количеству ее было очень мало. Белые армии, пытавшиеся прибегать к пропаганде своих контр-революционных лозунгов, располагавшие более мощной техникой, опиравшиеся на самые богатые районы России и на поддержку иностранной буржуазии, потерпели жалкое поражение, т. к. не нашли поддержки в массах, и, наоборот, массы поднимали против них восстания.

Ширина фронтов, крайне слабое отношение вооружения и технич. средств борьбы на каждый км фронта — создали предпосылки для широкого развития конницы и для придания ей решающей роли в целом ряде операций и кампаний.

Гражданская В., начавшись борьбой за государственную власть в центре, распространилась по всей территории страны, слагаясь из непосредственных революционных выступлений рабочих на местах и из боевых действий извне столичных красногвардейских частей, распространявших революционную власть Советского правительства. С весны 1918 гражданская В. повлекла за собой отрыв друг от друга основных экономических районов. Уже 8 января 1918 тов. Ленин указывал на то, что «гражданская война еще не достигла своего высшего пункта», и считал, что дальнейшее развитие В. неизбежно. «Советской власти обеспечена победа в этой В., но неизбежно пройдет еще нек-рое время, неизбежно потребуется немалое напряжение сил, неизбежен известный перибд острой разрухи и хаоса, связанных со всякой В., — а с гражданской В. в особенности, пока сопротивление буржуазии будет подавлено». Потрясенная империалистской В. экономика страны чрезвычайно быстро разрушалась. Гражданская В., помимо разрыва внутренних экономических связей, безжалостно разрушала артиллерией и подрывными средствами также и основной капитал промышленности й народного хозяйства в целом.

Ослабление деятельности промышленности и железнодорожн. транспорта не означало, конечно, что армия действовала голыми руками. Запасы, оставшиеся от империалистской войны (см. Военная промышленность, Военный коммунизм), передача армии всего, что возможно было только заготовить, полное уплотнение транспорта стратегическими перевозками, — всё это создало условия, при к-рых гражданская В. все же велась в значительной степени относительно крупными средствами.

Растянутость фронтов гражданской В. и колебания политических настроений крестьянских масс, неоднократно имевшие место, создавали условия, при к-рых подвижность фронтов была изумительной. При этой подвижности не наблюдалось стратегического истощения, столь свойственного наступательным действиям в войне двух государств, или это1 истощение принимало