Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/305

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

щимъ родами и племенами, уже на самой зарѣ каменнаго вѣка; мы видѣли обширный рядъ общественныхъ учрежденій и привычекъ, развившихся уже на низшей ступени развитія дикарей, въ предѣлахъ рода. И мы нашли, что древнѣйшіе родовые обычаи и навыки дали человѣчеству, въ зародышѣ, всѣ тѣ институціи, которыя позднѣе послужили главнѣйшими импульсами дальнѣйшаго прогресса. Изъ родового быта дикарей выросла варварская деревенская община; и новый, еще болѣе обширный кругъ общительныхъ обычаевъ, навыковъ и институцій, часть которыхъ дожила и до нашего времени, развился подъ сѣнью принциповъ общаго владѣнія данною землею и защиты ея общими силами, и подъ защитою судебныхъ правъ деревенскаго мірского схода и федераціи деревень, принадлежавшихъ, или предполагавшихъ, что онѣ принадлежатъ, къ одному общему племени. И когда новыя потребности побудили людей сдѣлать новый шагъ въ ихъ развитіи, они образовали народоправства вольныхъ городовъ, которые представляли двойную сѣть: земельныхъ единицъ (деревенскихъ общинъ) и гильдій, возникшихъ изъ общихъ занятій даннымъ искусствомъ или ремесломъ, или же для взаимной защиты и поддержки.

Наконецъ, въ послѣднихъ двухъ главахъ были собраны факты, указывающіе, что хотя образованіе государствъ по образцу императорскаго Рима насильственно уничтожило всѣ средневѣковыя учрежденія для взаимной поддержки, эта новая форма цивилизаціи не могла однако долго продержаться въ такомъ видѣ, не уступивши той же живой потребности людей въ прямомъ объединеніи для цѣлей взаимной поддержки. Государство, опирающееся на мало-связанные между собою аггрегаты единичныхъ личностей и взявшее на себя задачу быть ихъ единственнымъ объединяющимъ началомъ, не отвѣтило своей цѣли. Въ концѣ концовъ, стремленіе людей ко взаимной помощи разрушило желѣзные законы государства; оно проявилось снова и утвердилось въ безконечномъ разнообразіи всевозможныхъ сообществъ, которыя и стремятся теперь охватить всѣ проявленія жизни, овладѣть всѣмъ, что потребно для человѣческой жизни и для заполненія тратъ, обусловленныхъ жизнью.

Вѣроятно намъ замѣтятъ, что взаимная помощь, хо-


Тот же текст в современной орфографии

щим родами и племенами, уже на самой заре каменного века; мы видели обширный ряд общественных учреждений и привычек, развившихся уже на низшей ступени развития дикарей, в пределах рода. И мы нашли, что древнейшие родовые обычаи и навыки дали человечеству, в зародыше, все те институции, которые позднее послужили главнейшими импульсами дальнейшего прогресса. Из родового быта дикарей выросла варварская деревенская община; и новый, еще более обширный круг общительных обычаев, навыков и институций, часть которых дожила и до нашего времени, развился под сенью принципов общего владения данною землею и защиты её общими силами, и под защитою судебных прав деревенского мирского схода и федерации деревень, принадлежавших, или предполагавших, что они принадлежат, к одному общему племени. И когда новые потребности побудили людей сделать новый шаг в их развитии, они образовали народоправства вольных городов, которые представляли двойную сеть: земельных единиц (деревенских общин) и гильдий, возникших из общих занятий данным искусством или ремеслом, или же для взаимной защиты и поддержки.

Наконец, в последних двух главах были собраны факты, указывающие, что хотя образование государств по образцу императорского Рима насильственно уничтожило все средневековые учреждения для взаимной поддержки, эта новая форма цивилизации не могла однако долго продержаться в таком виде, не уступивши той же живой потребности людей в прямом объединении для целей взаимной поддержки. Государство, опирающееся на мало связанные между собою аггрегаты единичных личностей и взявшее на себя задачу быть их единственным объединяющим началом, не ответило своей цели. В конце концов, стремление людей ко взаимной помощи разрушило железные законы государства; оно проявилось снова и утвердилось в бесконечном разнообразии всевозможных сообществ, которые и стремятся теперь охватить все проявления жизни, овладеть всем, что потребно для человеческой жизни и для заполнения трат, обусловленных жизнью.

Вероятно нам заметят, что взаимная помощь, хо-