Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/45

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

чрезвычайно интересны, такъ какъ собравшись огромною стаею, они описываютъ въ воздухѣ круги, затѣмъ разсѣиваются, a затѣмъ снова собираются, продѣлывая этотъ маневръ съ аккуратностью хорошо обученныхъ солдатъ. Среди нихъ бываютъ разсѣяны многіе случайные песочники другихъ видовъ, улиты и кулики[1].

Перечислить здѣсь различныя охотничьи сообщества птицъ было бы просто невозможно: они представляютъ самое обыкновенное явленіе; но слѣдуетъ отмѣтить по крайней мѣрѣ рыбачьи сообщества пеликановъ, въ которыхъ эти неуклюжія птицы проявляютъ замѣчательную организацію и смышленость. Они всегда отправляются на рыбную ловлю большими стаями и, выбравъ подходящую губу, составляютъ широкій полукругъ, лицомъ къ берегу; мало-по-малу полукругъ этотъ стягивается, по мѣрѣ того, какъ птицы подгребаются къ берегу, и благодаря этому маневру, вся рыба, попавшая въ полукругъ, вылавливается. На узкихъ рѣкахъ и на каналахъ пеликаны даже раздѣляются на двѣ партіи, изъ которыхъ каждая составляетъ свой полукругъ, и обѣ плывутъ навстрѣчу другъ къ другу, совершенно такъ же, какъ если бы двѣ партіи людей шли навстрѣчу другъ къ другу съ двумя длинными неводами, чтобы захватить рыбу, попавшую между неводовъ. Съ наступленіемъ ночи пеликаны улетаютъ на свое обычное мѣсто отдыха — всегда одно и то же для каждой отдѣльной стаи — и никто никогда не видалъ, чтобы между ними происходили драки изъ-за того или другого мѣста рыбной ловли, или мѣста отдыха. Въ южной Америкѣ пеликаны собираются стаями до 40,000 и до 50,000 птицъ, часть которыхъ наслаждается сномъ, въ то время какъ другіе стоятъ на стражѣ, а часть отправляется на рыбную ловлю[2].

Наконецъ, я совершилъ бы большую несправедливость по отношенію къ нашему столь оклеветанному домашнему воробью, если бы не упомянулъ о томъ, какъ охотно каждый изъ нихъ дѣлится всякой находи-

  1. «Scattered among them are many odd Stints and Sanderlings and ringed-plovers».(Ch. Dixon, «Birds in the Northern Shires», стр. 207.)
  2. Max. Perty, «Ueber das Seelenleben der Thiere» (Leipzig, 1876), стр. 87,103.
Тот же текст в современной орфографии

чрезвычайно интересны, так как собравшись огромною стаею, они описывают в воздухе круги, затем рассеиваются, a затем снова собираются, проделывая этот маневр с аккуратностью хорошо обученных солдат. Среди них бывают рассеяны многие случайные песочники других видов, улиты и кулики[1].

Перечислить здесь различные охотничьи сообщества птиц было бы просто невозможно: они представляют самое обыкновенное явление; но следует отметить по крайней мере рыбачьи сообщества пеликанов, в которых эти неуклюжие птицы проявляют замечательную организацию и смышленость. Они всегда отправляются на рыбную ловлю большими стаями и, выбрав подходящую губу, составляют широкий полукруг, лицом к берегу; мало-помалу полукруг этот стягивается, по мере того, как птицы подгребаются к берегу, и благодаря этому маневру, вся рыба, попавшая в полукруг, вылавливается. На узких реках и на каналах пеликаны даже разделяются на две партии, из которых каждая составляет свой полукруг, и обе плывут навстречу друг к другу, совершенно так же, как если бы две партии людей шли навстречу друг к другу с двумя длинными неводами, чтобы захватить рыбу, попавшую между неводов. С наступлением ночи пеликаны улетают на свое обычное место отдыха — всегда одно и то же для каждой отдельной стаи — и никто никогда не видал, чтобы между ними происходили драки из-за того или другого места рыбной ловли, или места отдыха. В южной Америке пеликаны собираются стаями до 40,000 и до 50,000 птиц, часть которых наслаждается сном, в то время как другие стоят на страже, а часть отправляется на рыбную ловлю[2].

Наконец, я совершил бы большую несправедливость по отношению к нашему столь оклеветанному домашнему воробью, если бы не упомянул о том, как охотно каждый из них делится всякой находи-

  1. «Scattered among them are many odd Stints and Sanderlings and ringed-plovers».(Ch. Dixon, «Birds in the Northern Shires», стр. 207.)
  2. Max. Perty, «Ueber das Seelenleben der Thiere» (Leipzig, 1876), стр. 87,103.