Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/48

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Какая громадная разница между силами коршуна, сарыча или ястреба, и такихъ маленькихъ пташекъ, какъ луговая трясогузка! А между тѣмъ эти маленькія птички, благодаря своимъ совмѣстнымъ дѣйствіямъ и храбрости, одерживаютъ верхъ надъ грабителями, которые обладаютъ могучимъ полетомъ и превосходно вооружены для нападенія! Въ Европѣ трясогузки не только гоняются за тѣми хищными птицами, которыя могутъ быть опасны для нихъ, но также и за ястребами рыболовами—„скорѣе для забавы, чѣмъ для нанесенія имъ вреда», говоритъ Брэмъ. Въ Индіи, по свидетельству доктора Джердона, галки гоняются за коршунами (Gowinda) „просто для развлеченія;“ а князь Видъ (Wied) говоритъ, что бразильскаго орла, urubitinga, часто окружаютъ безчисленныя стаи тукановъ („насмѣшниковъ“) и классиковъ (птица, находящаяся въ близкомъ родствѣ съ нашими грачами) и издѣваются надъ нимъ. „Орелъ“—прибавляетъ Видъ,—„обыкновенно относится къ подобнымъ надоѣданіямъ очень спокойно; впрочемъ, отъ времени до времени, онъ таки схватитъ одного изъ пристающихъ къ нему насмѣшниковъ“. Мы видимъ, такимъ образомъ, во всѣхъ этихъ случаяхъ (а такихъ примѣровъ можно было бы привести десятки), какъ маленькія птицы, неизмѣримо уступающія по силѣ хищнику, оказываются тѣмъ не менѣе сильнѣе его, благодаря тому, что дѣйствуютъ сообща[1].

Самыхъ поразительныхъ результатовъ, въ смыслѣ обезпеченія личной безопасности, наслаждения жизнью и развитія умственныхъ способностей путемъ общественной жизни, достигли два большихъ семейства птицъ,

  1. Что касается домашняго воробья, то Новозеландскій наблюдатель T. W. Kirk слѣдующимъ образомъ описываетъ нападеніе этихъ «безстыжихъ» птицъ на «злосчастнаго» ястреба: «Онъ услыхалъ однажды необычайный шумъ, какъ будто всѣ мелкія пташки округа завели колоссальную ссору. Выйдя поглядѣть, въ чемъ дѣло, онъ увидалъ большого ястреба (С. gоuldi, — питающагося падалью), котораго со всѣхъ сторонъ тѣснила стая воробьевъ. Они бросались на него десятками, сразу со всѣхъ сторонъ. Злосчастный ястребъ оказывался совершенно безсильнымъ противостоять этому нападенію. Наконецъ, достигнувъ одного куста, ястребъ бросился къ нему и скрылся въ немъ; но тогда группа воробьевъ окружила кустъ, продолжая наполнять воздухъ немолчнымъ шумомъ» (Изъ доклада, читаннаго въ засѣданіи Новозеландскаго Института; Nature, Октября 10-го, 1891).
Тот же текст в современной орфографии

Какая громадная разница между силами коршуна, сарыча или ястреба, и таких маленьких пташек, как луговая трясогузка! А между тем эти маленькие птички, благодаря своим совместным действиям и храбрости, одерживают верх над грабителями, которые обладают могучим полётом и превосходно вооружены для нападения! В Европе трясогузки не только гоняются за теми хищными птицами, которые могут быть опасны для них, но также и за ястребами рыболовами — «скорее для забавы, чем для нанесения им вреда», говорит Брэм. В Индии, по свидетельству доктора Джердона, галки гоняются за коршунами (Gowinda) «просто для развлечения»; а князь Вид (Wied) говорит, что бразильского орла, urubitinga, часто окружают бесчисленные стаи туканов («насмешников») и классиков (птица, находящаяся в близком родстве с нашими грачами) и издеваются над ним. «Орёл» — прибавляет Вид, — «обыкновенно относится к подобным надоеданиям очень спокойно; впрочем, от времени до времени, он-таки схватит одного из пристающих к нему насмешников». Мы видим, таким образом, во всех этих случаях (а таких примеров можно было бы привести десятки), как маленькие птицы, неизмеримо уступающие по силе хищнику, оказываются тем не менее сильнее его, благодаря тому, что действуют сообща[1].

Самых поразительных результатов, в смысле обеспечения личной безопасности, наслаждения жизнью и развития умственных способностей путём общественной жизни, достигли два больших семейства птиц,

  1. Что касается домашнего воробья, то новозеландский наблюдатель T. W. Kirk следующим образом описывает нападение этих «бесстыжих» птиц на «злосчастного» ястреба: «Он услыхал однажды необычайный шум, как будто все мелкие пташки округа завели колоссальную ссору. Выйдя поглядеть, в чём дело, он увидал большого ястреба (С. gоuldi, — питающегося падалью), которого со всех сторон теснила стая воробьёв. Они бросались на него десятками, сразу со всех сторон. Злосчастный ястреб оказывался совершенно бессильным противостоять этому нападению. Наконец, достигнув одного куста, ястреб бросился к нему и скрылся в нём; но тогда группа воробьёв окружила куст, продолжая наполнять воздух немолчным шумом» (Из доклада, читанного в заседании Новозеландского Института; Nature, октября 10-го, 1891).