Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/56

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

колокольняхъ укрываются сотни ночныхъ птицъ; и легко было бы наполнить цѣлыя страницы самыми очаровательными описаніями мира и гармоніи, встрѣчаемыхъ почти во всѣхъ этихъ птичьихъ сообществахъ для гнѣздованія. А насколько такія сообщества служатъ защитою для самыхъ слабыхъ птицъ, само собою очевидно. Такой превосходный наблюдатель, какъ американскій д-ръ Couës видѣлъ, напримѣръ, какъ маленькія ласточки (cliff Swallows) устраивали свои гнѣзда въ непосредственномъ сосѣдствѣ со степнымъ соколомъ (Falco polyargus). Соколъ свилъ свое гнѣздо на верхушкѣ одного изъ тѣхъ глиняныхъ минаретовъ, которыхъ такъ много въ каньонахъ Колорадо, а колонія ласточекъ жила непосредственно пониже его. Маленькія миролюбивыя птички не боялись своего хищнаго сосѣда: онѣ просто не позволяли ему приближаться къ своей колоніи. Если онъ это дѣлалъ, онѣ немедленно окружали его и начинали гонять, такъ что хищнику приходилось тотчасъ же удалиться[1].

 

Жизнь сообществами не прекращается и тогда, когда закончено время гнѣздованія; она только принимаетъ новую форму. Молодые выводки собираются тогда въ сообщества молодежи, въ которыя обыкновенно входитъ по нѣсколько видовъ. Общественная жизнь практикуется въ это время главнымъ образомъ ради доставляемаго ею удовольствія, а также, отчасти, ради безопасности. Такъ, мы находимъ осенью въ нашихъ лѣсахъ сообщества, составленныя изъ молодыхъ кедровокъ (Sitta coesia), вмѣстѣ съ синицами, зябликами, корольками,

  1. Elliot Couës, въ «Bulletin U. S. Geol. Survey of territories», IV, № 7, стр. 556, 579 etc—Среди чаекъ (Larus argentatus) Полякову пришлось наблюдать на болотахъ Сѣверной Россіи, что мѣста, гдѣ находятся гнѣзда значительнаго количества этихъ птицъ, всегда были охраняемы самцомъ, который предупреждалъ всю колонію о приближающейся опасности. Въ такомъ случаѣ всѣ птицы поднимались сразу и съ большой энергіей нападали на врага. Самки, у которыхъ было 5—6 гнѣздъ, рядомъ на каждомъ бугоркѣ болота, держались извѣстной очереди, когда оставляли гнѣзда для поисковъ за пищей. Птенцы, совершенно беззащитные и легко могущіе сдѣлаться добычей хищныхъ птицъ «никогда не оставлялись одни, безъ охраны» («Семейные обычаи у водяныхъ птицъ», въ «Извѣстіяхъ Зоол. Отд. Спбургск. Общ. Естест.» дек. 17, 1874).
Тот же текст в современной орфографии

колокольнях укрываются сотни ночных птиц; и легко было бы наполнить целые страницы самыми очаровательными описаниями мира и гармонии, встречаемых почти во всех этих птичьих сообществах для гнездования. А насколько такие сообщества служат защитою для самых слабых птиц, само собою очевидно. Такой превосходный наблюдатель, как американский д-р Couës видел, например, как маленькие ласточки (cliff Swallows) устраивали свои гнёзда в непосредственном соседстве со степным соколом (Falco polyargus). Сокол свил своё гнездо на верхушке одного из тех глиняных минаретов, которых так много в каньонах Колорадо, а колония ласточек жила непосредственно пониже его. Маленькие миролюбивые птички не боялись своего хищного соседа: они просто не позволяли ему приближаться к своей колонии. Если он это делал, они немедленно окружали его и начинали гонять, так что хищнику приходилось тотчас же удалиться[1].

 

Жизнь сообществами не прекращается и тогда, когда закончено время гнездования; она только принимает новую форму. Молодые выводки собираются тогда в сообщества молодёжи, в которые обыкновенно входит по несколько видов. Общественная жизнь практикуется в это время главным образом ради доставляемого ею удовольствия, а также, отчасти, ради безопасности. Так, мы находим осенью в наших лесах сообщества, составленные из молодых кедровок (Sitta coesia), вместе с синицами, зябликами, корольками,

  1. Elliot Couës, в «Bulletin U. S. Geol. Survey of territories», IV, № 7, стр. 556, 579 etc — Среди чаек (Larus argentatus) Полякову пришлось наблюдать на болотах Северной России, что места, где находятся гнёзда значительного количества этих птиц, всегда были охраняемы самцом, который предупреждал всю колонию о приближающейся опасности. В таком случае все птицы поднимались сразу и с большой энергией нападали на врага. Самки, у которых было 5—6 гнезд, рядом на каждом бугорке болота, держались известной очереди, когда оставляли гнёзда для поисков за пищей. Птенцы, совершенно беззащитные и легко могущие сделаться добычей хищных птиц «никогда не оставлялись одни, без охраны» («Семейные обычаи у водяных птиц», в «Известиях Зоол. Отд. Спбургск. Общ. Естест.» дек. 17, 1874).