Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/95

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

винныхъ раціонахъ, и по прекращеніи осады выходящимъ съ разбитымъ здоровьемъ и съ проявляющейся впослѣдствіи склонностью къ совершенно ненормальной смертности. Все, что естественный подборъ можетъ сдѣлать въ періоды бѣдствій, сводится къ сохраненію особей, одаренныхъ наибольшею выносливостью въ перенесеніи всякаго рода лишеній. Такова и есть роль естественнаго подбора среди сибирскихъ лошадей и рогатаго скота. Они, дѣйствительно, отличаются выносливостью; они могутъ питаться, въ случаѣ необходимости, полярной березой; они могутъ противостоять холоду и голоду. Но за то сибирская лошадь можетъ нести только половину того груза, который безъ напряженія несетъ европейская лошадь; ни одна сибирская корова не даетъ половины того количества молока, которое даетъ джерсейская корова, и ни одинъ туземецъ не цивилизованныхъ странъ не выдержитъ сравненія съ европейцами. Такіе туземцы могутъ легче выносить голодъ и холодъ, но ихъ физическія силы гораздо ниже силъ хорошо-питающегося европейца, а ихъ умственный прогрессъ совершается съ отчаянной медленностью. „Зло не можетъ порождать добра“, какъ писалъ Чернышевскій въ замѣчательномъ очеркѣ, посвященномъ дарвинизму[1].

Къ счастью, состязаніе не составляетъ общаго правила, ни для животнаго міра, ни для человѣчества. Оно ограничивается, среди животныхъ, извѣстными періодами, и естественный подборъ находитъ лучшую почву для своей дѣятельности. Лучшія условія для прогрессивнаго подбора создаются устраненіемъ состязанія, путемъ взаимной помощи и взаимной поддержки[2]. Въ великой борьбѣ за существованіе—за наиболѣе возможную полноту и интенсивность жизни, при наименьшей ненужной растратѣ энергіи—естественный подборъ постоянно выискиваетъ пути, именно съ цѣлью избѣжать, насколько возможно, состязанія. Муравьи объединяются въ гнѣзда

  1. «Русская Мысль», № 9, 1888. «Происхожденіе теоріи благотворности борьбы за жизнь», Стараго Трансформиста.
  2. «Одинъ изъ самыхъ обычныхъ способовъ, которыми дѣйствуетъ естественный подборъ», говоритъ Дарвинъ, «это—приспособленіе нѣкоторыхъ особей даннаго вида къ нѣколько различному образу жизни, вслѣдствіе чего они могутъ захватить еще не захваченныя мѣста въ природѣ»(Происхожденіе Видовъ, гл. VI)—другими словами—избѣгнутъ состязанія.
Тот же текст в современной орфографии

винных рационах, и по прекращении осады выходящим с разбитым здоровьем и с проявляющейся впоследствии склонностью к совершенно ненормальной смертности. Всё, что естественный подбор может сделать в периоды бедствий, сводится к сохранению особей, одарённых наибольшею выносливостью в перенесении всякого рода лишений. Такова и есть роль естественного подбора среди сибирских лошадей и рогатого скота. Они, действительно, отличаются выносливостью; они могут питаться, в случае необходимости, полярной берёзой; они могут противостоять холоду и голоду. Но зато сибирская лошадь может нести только половину того груза, который без напряжения несёт европейская лошадь; ни одна сибирская корова не даёт половины того количества молока, которое даёт джерсейская корова, и ни один туземец нецивилизованных стран не выдержит сравнения с европейцами. Такие туземцы могут легче выносить голод и холод, но их физические силы гораздо ниже сил хорошо питающегося европейца, а их умственный прогресс совершается с отчаянной медленностью. «Зло не может порождать добра», как писал Чернышевский в замечательном очерке, посвящённом дарвинизму[1].

К счастью, состязание не составляет общего правила, ни для животного мира, ни для человечества. Оно ограничивается, среди животных, известными периодами, и естественный подбор находит лучшую почву для своей деятельности. Лучшие условия для прогрессивного подбора создаются устранением состязания, путём взаимной помощи и взаимной поддержки[2]. В великой борьбе за существование — за наиболее возможную полноту и интенсивность жизни, при наименьшей ненужной растрате энергии — естественный подбор постоянно выискивает пути, именно с целью избежать, насколько возможно, состязания. Муравьи объединяются в гнёзда

  1. «Русская Мысль», № 9, 1888. «Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь», Старого Трансформиста.
  2. «Один из самых обычных способов, которыми действует естественный подбор», говорит Дарвин, «это — приспособление некоторых особей данного вида к неколько различному образу жизни, вследствие чего они могут захватить ещё не захваченные места в природе»(Происхождение Видов, гл. VI) — другими словами — избегнут состязания.