Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 2 - 1916.djvu/45

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 36 —

отрицательное, т.-е. въ другое, исключаемое имъ изъ себя. Это другое, какъ исключенное, положено свободнымъ отъ исключающаго и тѣмъ самымъ рефлек-тированнымъ въ себя и само исключающимъ.

Такимъ образомъ, исключающая рефлексія есть положеніе положительнаго, какъ исключающаго другое, такъ что это положеніе есть непосредственно положеніе его другого, исключающаго первое.

Это абсолютное противорѣчіе положительнаго, но оно есть непосредственно и абсолютное противорѣчіе отрицательнаго, положеніе ихъ обоихъ въ одной рефлексіи. Отрицательное, разсматриваемое для себя въ противоположность положительному, есть положеніе, рефлектированное въ неравенство съ собою, отрицательное, какъ отрицательное. Но отрицательное само есть неравное, небытіе нѣкотораго другого; тѣмъ самымъ рефлексія въ его неравенство есть собственно его отношеніе къ самому себѣ. Отрицаніе вообще есть отрицательное, какъ качество или непосредственная опредѣленность; но отрицательное, какъ отрицательное, относится къ отрицанію себя, къ своему другому. Если это отрицательное берется, лишь какъ тожественное первому, то оно, какъ и первое, есть лишь непосредственное; такимъ образомъ, они берутся не какъ другія относительно одно другого, слѣдовательно, не какъ отрицательныя; отрицательное вообще не есть непосредственное. Но такъ какъ далѣе каждое есть также то же самое, что и другое, то это отношеніе неравныхъ есть также отношеніе ихъ тожества.

Итакъ, тутъ получается такое же противорѣчіе, какъ и въ положительномъ, именно положенія или отрицанія, какъ отношенія къ себѣ. Но положительное есть это противорѣчіе лишь въ себѣ, отрицательное же есть положенное противорѣчіе; ибо въ своей рефлексіи въ себя, въ силу которой отрицательное въ себѣ и для себя, или какъ отрицательное, тожественно себѣ, оно имѣетъ то опредѣленіе, что оно есть нетожественное, исключеніе тожества. Оно состоитъ въ томъ, чтобы быть тожественнымъ себѣ въ противоположность тожеству и тѣмъ самымъ исключать само себя изъ себя черезъ свою исключающую рефлексію.

Отрицательное есть, слѣдовательно, полная, какъ противоположность, опирающаяся на себя противоположность, абсолютное не относящееся къ другому различеніе; оно исключаетъ изъ себя тожество, какъ свою противоположность, а тѣмъ самымъ и само себя, ибо, какъ отношеніе къ себѣ, оно опредѣляетъ себя, какъ то самое тожество, которое оно исключаетъ.

2. Противорѣчіе разрѣшается.

Въ исключающей саму себя рефлексіи, которая только что разсмотрѣна, положительное и отрицательное снимаютъ каждое себя само въ своей самостоятельности; каждое есть просто переходъ или скорѣе превращеніе себя въ • свою противоположность. Это непрекращающееся исчезаніе противоположныхъ въ нихъ самихъ есть ближайшее единство, возникающее черезъ противорѣчіе, оно есть нуль.


Тот же текст в современной орфографии

отрицательное, т. е. в другое, исключаемое им из себя. Это другое, как исключенное, положено свободным от исключающего и тем самым рефлек-тированным в себя и само исключающим.

Таким образом, исключающая рефлексия есть положение положительного, как исключающего другое, так что это положение есть непосредственно положение его другого, исключающего первое.

Это абсолютное противоречие положительного, но оно есть непосредственно и абсолютное противоречие отрицательного, положение их обоих в одной рефлексии. Отрицательное, рассматриваемое для себя в противоположность положительному, есть положение, рефлектированное в неравенство с собою, отрицательное, как отрицательное. Но отрицательное само есть неравное, небытие некоторого другого; тем самым рефлексия в его неравенство есть собственно его отношение к самому себе. Отрицание вообще есть отрицательное, как качество или непосредственная определенность; но отрицательное, как отрицательное, относится к отрицанию себя, к своему другому. Если это отрицательное берется, лишь как тожественное первому, то оно, как и первое, есть лишь непосредственное; таким образом, они берутся не как другие относительно одно другого, следовательно, не как отрицательные; отрицательное вообще не есть непосредственное. Но так как далее каждое есть также то же самое, что и другое, то это отношение неравных есть также отношение их тожества.

Итак, тут получается такое же противоречие, как и в положительном, именно положения или отрицания, как отношения к себе. Но положительное есть это противоречие лишь в себе, отрицательное же есть положенное противоречие; ибо в своей рефлексии в себя, в силу которой отрицательное в себе и для себя, или как отрицательное, тожественно себе, оно имеет то определение, что оно есть нетожественное, исключение тожества. Оно состоит в том, чтобы быть тожественным себе в противоположность тожеству и тем самым исключать само себя из себя через свою исключающую рефлексию.

Отрицательное есть, следовательно, полная, как противоположность, опирающаяся на себя противоположность, абсолютное не относящееся к другому различение; оно исключает из себя тожество, как свою противоположность, а тем самым и само себя, ибо, как отношение к себе, оно определяет себя, как то самое тожество, которое оно исключает.

2. Противоречие разрешается.

В исключающей саму себя рефлексии, которая только что рассмотрена, положительное и отрицательное снимают каждое себя само в своей самостоятельности; каждое есть просто переход или скорее превращение себя в • свою противоположность. Это непрекращающееся исчезание противоположных в них самих есть ближайшее единство, возникающее через противоречие, оно есть нуль.