Страница:Дернбург. Пандекты. Т. I (1906).djvu/231

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 216 —

убытки — cautio damni infecti. Отказ дать такую cautio влек за собой существенные невыгоды[1].

С точки зрения современного права кажется бесцельной волокитой добиваться изъявления воли там, где можно вместо того непосредственно допустить все связанные с ним последствия. Такой взгляд нашел себе выражение в германском уставе гражданского судопроизводства, § 894: «если должник присужден к известному изъявлению воли, то такое изъявление считается состоявшимся с момента вступления судебного решения в законную силу»[2].

Различие основных воззрений особенно ярко сказывается в процессе. Римский процесс был построен на идее процессуального договора — judicio contrahitur[3]. Так наз. litis contestatio первоначально считалась соглашением обеих сторон принять присяжного судью, назначенного претором на основании переговоров между тяжущимися. В силу этого в древние времена римлянам казался немыслимым процесс без присутствия обеих сторон у магистрата для заключения процессуального договора. Если ответчик не являлся, то ему грозили большие неприятности; однако, процесс против него все-таки не мог состояться. Теперь в процессе господствуют другие воззрения. В современном праве судебная власть постановляет приговор относительно исковых требований не на основании добровольного подчинения ей сторон, а в силу своей официальной компетенции. Обусловленные ведением процесса изменения в составе спорного права наступают также в силу предписаний закона, а вовсе не вследствие соглашения сторон.

Согласно со своим направлением римляне сводили все обязательства к договорам и к деликтам, т. е. к собственным действиям должника. Обязательства, проистекавшие из других оснований, примыкались к этим двум типам как обязательства quasi ex contractu и quasi ex delicto, как будто бы и в их


  1. Другой пример — согласие отца на вступление в брак подвластного сына. Отец не должен был отказывать в этом без основания. Если он делал это, то магистрат принуждал его к согласию. Но замена отцовского согласия актом начальства не допускалась, l. 19. D. de ritu nuptiarum. 23. 2: coguntur in matrimonium collocare et dotare.
  2. Kipp: Die Verurtheilung zur Abgabe von Willenserklärungen, 1892.
  3. l. 3. § 11. D. de peculio. 15. 1. Подробности ниже §§ 153 и след.