Страница:История торговых кризисов в Европе и Америке (Вирт) 1877.pdf/142

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

нарушена вторымъ циркуляромъ казначейства, который подтверждалъ всѣмъ правительственнымъ пріемщикамъ, чтобы они отнюдь не принимали банковые билеты достоинствомъ ниже одного доллара, вовсе не принимали билеты такихъ банковъ, которые выпускаютъ билеты достоинствомъ ниже пяти долларовъ, не принимали такихъ ассигнацій, которыя на мѣстахъ своего выпуска не оплачиваются немедленно по предъявленіи звонкою монетой, наконецъ, не принимали такихъ свидѣтельствъ, которыя не обмѣниваются повсемѣстно на чистыя деньги. Банковой партіи хотя и удалось добиться смягченія этого запрета въ томъ, что касалось билетовъ банковъ, выпускавшихъ бумажныя деньги достоинствомъ ниже двадцати дол., но эта мѣра не могла уже болѣе удержать партію отъ грозившаго ей паденія.

Наконецъ, послѣ восьмилѣтней борьбы, полное отдѣленіе государственныхъ финансовъ отъ банковъ, отдѣленіе, давно уже рѣшенное въ законодательномъ порядкѣ, было проведено и фактически. Мы уже упоминали выше, что въ 1836 г. былъ изданъ законъ, въ силу котораго союзное правительство, по истеченіи концессіи банка Соединенныхъ Штатовъ, могло довѣрять союзные капиталы лишь такимъ банкамъ, которые, во всякое время, готовы были оплачивать свои билеты звонкою монетою. Въ силу этого закона, послѣ того, какъ въ 1837 г. всѣ банки пріостановили платежи звонкою монетою, правительство обязано было позаботиться о помѣщеніи своихъ денегъ инымъ способомъ и поручило чиновникамъ казначейства и почтоваго вѣдомства пріискать къ тому средства. Но на этомъ дѣло и остановилось, потому что правительство, въ продолженіе двухъ сессій конгресса, не могло прійти ни къ какому соглашенію относительно способовъ осуществить отдѣленіе финансоваго управленія отъ банковъ. Наконецъ, въ 1840 г. президенту Ванъ-Бьюрену удалось провести въ конгрессѣ такъ называемый „Subtreasury Bill“ и порвать, такимъ образомъ, окончательно цѣпь, связывавшую правительство съ банками. Съ тѣхъ поръ храненіе государственныхъ денегъ и управленіе ими поручается правительственнымъ чиновникамъ.

Между тѣмъ, кризисъ въ Америкѣ производилъ страшныя опустошенія; сотни торговыхъ домовъ пали, и такъ какъ при этомъ становилось все болѣе и болѣе очевидно, что главная вина за это положеніе дѣлъ падаетъ на банки, которые еще болѣе затягивали его пріостановкою своихъ платежей, то конгрессъ рѣшился, наконецъ, поставить банкамъ на выборъ: или возобновить свои платежи звонкою монетою въ трехмѣсячный срокъ, или ликвидировать свои дѣла. Вслѣдствіе этого рѣшенія, штатъ Пенсильванія, съ своей стороны, назначилъ срокъ, въ который должны были возобновить свои платежи всѣ пенсильванскіе банки и, главнымъ образомъ, банкъ Соединенныхъ Штатовъ, къ которому, еще передъ этимъ, правительство напрасно обращалось съ приглаше-

Тот же текст в современной орфографии

нарушена вторым циркуляром казначейства, который подтверждал всем правительственным приемщикам, чтобы они отнюдь не принимали банковые билеты достоинством ниже одного доллара, вовсе не принимали билеты таких банков, которые выпускают билеты достоинством ниже пяти долларов, не принимали таких ассигнаций, которые на местах своего выпуска не оплачиваются немедленно по предъявлении звонкою монетой, наконец, не принимали таких свидетельств, которые не обмениваются повсеместно на чистые деньги. Банковой партии хотя и удалось добиться смягчения этого запрета в том, что касалось билетов банков, выпускавших бумажные деньги достоинством ниже двадцати долларов, но эта мера не могла уже более удержать партию от грозившего ей падения.

Наконец после восьмилетней борьбы, полное отделение государственных финансов от банков, отделение, давно уже решенное в законодательном порядке, было проведено и фактически. Мы уже упоминали выше, что в 1836 году был издан закон, в силу которого союзное правительство по истечении концессии Банка Соединенных Штатов могло доверять союзные капиталы лишь таким банкам, которые во всякое время готовы были оплачивать свои билеты звонкою монетою. В силу этого закона, после того как в 1837 году все банки приостановили платежи звонкою монетою, правительство обязано было позаботиться о помещении своих денег иным способом и поручило чиновникам казначейства и почтового ведомства приискать к тому средства. Но на этом дело и остановилось, потому что правительство в продолжение двух сессий конгресса не могло прийти ни к какому соглашению относительно способов осуществить отделение финансового управления от банков. Наконец, в 1840 году президенту Ван Бюрену удалось провести в конгрессе так называемый Subtreasury Bill и порвать таким образом окончательно цепь, связывавшую правительство с банками. С тех пор хранение государственных денег и управление ими поручается правительственным чиновникам.

Между тем кризис в Америке производил страшные опустошения; сотни торговых домов пали, и так как при этом становилось все более и более очевидно, что главная вина за это положение дел падает на банки, которые еще более затягивали его приостановкою своих платежей, то конгресс решился наконец поставить банкам на выбор: или возобновить свои платежи звонкою монетою в трехмесячный срок, или ликвидировать свои дела. Вследствие этого решения штат Пенсильвания, с своей стороны, назначил срок, в который должны были возобновить свои платежи все пенсильванские банки и, главным образом, Банк Соединенных Штатов, к которому еще перед этим правительство напрасно обращалось с приглаше-