Страница:Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия.pdf/59

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


дома Романовыхъ, будущіе его подданные могли сказать ему, какъ нѣкогда сказали ихъ предки Рюрику: «земля наша богата и велика, но устройства въ ней нѣтъ.» Отечество наше было такъ сильно потрясено послѣдними войнами при Іоанннѣ Грозномъ, внутренними волненіями въ государствованіе Бориса и гибельными смутами во времена самозванцевъ, что нуждалось въ покоѣ. Только при этомъ условіи, только при продолжительномъ мирѣ, Россія могла опять укрѣпиться въ силахъ, и, пользуясь своими естественными богатствами, своимъ географическимъ положеніемъ, деятельностью своего народа, составить собою самостоятельное, могучее государство, — можно сказать особую часть свѣта. Царствованіе Михаила, ни громкое завоеваніями, ни славное успѣхами оружія, — какимъ оно и не могло быть по обстоятельствамъ, — было полезно, было благотворно для Россіи, по своимъ послѣдствіямъ. Это было время постепеннаго уврачеванія тѣла больнаго, изнуреннаго, изъязвленнаго, но еще юнаго, полнаго жизни и силы.

Ознаменованное въ исторіи Русскаго мореходства открытіями Сибирскихъ рѣкъ Яны, Индигирки, Колымы и Амура, — собственно въ исторіи Русскаго флота, государствованіе Михаила Ѳеодоровича замѣчательно построеніемъ перваго военнаго корабля въ Россіи. Вспомнимъ при этомъ, что за исключеніемъ немногихъ случаевъ въ древнѣйшихъ нашихъ лѣтописяхъ, у насъ никогда не употребляли слово корабль для называнія своихъ судовъ, предоставляя его исключительно большимъ купеческимъ и паруснымъ военнымъ судамъ иностраннымъ (220). Слѣдовательно, сооруженіе въ нашихъ предѣлахъ корабля, въ томъ смыслѣ, какъ тогда понимали, было у насъ дѣломъ новымъ, явленіемъ невиданнымъ.

Выше говорено, что при Іоаннѣ Васильевиче IV, съ 1555 года, Англичане начали приходить, для торговли, въ устья Северной Двины. Желая развить эту торговлю еще более, они отправили въ 1558 году, съ согласія и при содействіи Русскаго Правительства, въ Каспійское море, Мастера Дженкинсона (Jenkinson). Купивъ въ Астрахани мореходное судно, Дженкинсонъ нагрузилъ на него привезенные имъ товары, и дошедъ до Мангишлака, отправился оттуда сухопутно, въ Бухарію. Въ следую-

Тот же текст в современной орфографии

дома Романовых, будущие его подданные могли сказать ему, как некогда сказали их предки Рюрику: «Земля наша богата и велика, но устройства в ней нет». Отечество наше было так сильно потрясено последними войнами при Иоанне Грозном, внутренними волнениями в государствование Бориса и гибельными смутами во времена самозванцев, что нуждалось в покое. Только при этом условии, только при продолжительном мире Россия могла опять укрепиться в силах и, пользуясь своими естественными богатствами, своим географическим положением, деятельностью своего народа, составить собою самостоятельное, могучее государство, — можно сказать особую часть света. Царствование Михаила, ни громкое завоеваниями, ни славное успехами оружия, — каким оно и не могло быть по обстоятельствам, — было полезно, было благотворно для России по своим последствиям. Это было время постепенного уврачевания тела больного, изнуренного, изъязвленного, но еще юного, полного жизни и силы.

Ознаменованное в истории русского мореходства открытиями сибирских рек Яны, Индигирки, Колымы и Амура, собственно в истории русского флота, государствование Михаила Феодоровича замечательно построением первого военного корабля в России. Вспомним при этом, что за исключением немногих случаев в древнейших наших летописях у нас никогда не употребляли слово корабль для называния своих судов, предоставляя его исключительно большим купеческим и парусным военным судам иностранным (220). Следовательно, сооружение в наших пределах корабля, в том смысле, как тогда понимали, было у нас делом новым, явлением невиданным.

Выше говорено, что при Иоанне Васильевиче IV с 1555 года англичане начали приходить для торговли в устья Северной Двины. Желая развить эту торговлю еще более, они отправили в 1558 году с согласия и при содействии русского правительства в Каспийское море мастера Дженкинсона (Jenkinson). Купив в Астрахани мореходное судно, Дженкинсон нагрузил на него привезенные им товары и, дошед до Мангишлака, отправился оттуда сухопутно в Бухарию. В следую-