Страница:Педология подростка, т. 1 и 2 (Выготский, 1929, 1930).pdf/106

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


Это приобретает особенное значение в эпоху созревания — в эпоху начала менструации.

Эти расхождения в развитии мальчиков и девочек, особенно возрастающие к эпохе полового созревания, дали повод педагогике выдвинуть идею раздельного воспитания обоих полов. Основная идея этого раздельного воспитания заключалась, во-первых, в приспособлении и всего учебного и воспитательного материала к своеобразию психологии мальчиков и девочек и их будущей роли в жизни, и во-вторых в стремлении оберечь детей и подростков от преждевременного пробуждения полового инстинкта и, связанных с ним интересов к другому полу и влечений.

Несостоятельность , этой точки зрения была уже достаточна обнаружена и на практике и в теории. Изолированность, оторванность от другого пола приводила на деле к обратным результатам: к обострению половых проявлений, к выработке взгляда на лиц другого пола, как на сексуальный раздражитель, к отделению полового инстинкта от всех сложных психологических связей и образований, в которых он находит свое культурное продолжение и развитие, извращенное и преждевременно ранние формы его проявления. Многие педагоги, учитывающие это, высказываются за раздельное воспитание только в период полового созревания.

Но все доводы, говорящие против раздельного воспитания в детском возрасте, приобретают еще большее значение тогда, когда речь идет о подростках- Принципом совместного воспитания полов является учет всей полноты различий между подростками разного пола и использование этих различий, как основного средства полового воспитания. Половое воспитание и есть воспитание поведения по отношению к лицам другого пола. Оно невозможно вне совместного воспитания.

И Д Гельман произвел в 1922 году анкету в одном из московских вузов, охватившую около 1600 человек. Эта анкета дает нам фактические сведения о характере и формах половой жизни современной молодежи. Путем сопоставления этих данных с данными других анкет, произведенных за границей среди буржуазного студенчества, и в довоенные годы среди дореволюционного русского студенчества мы легко можем установить основные черты, характерные для нашей молодежи.

Мы приведем важнейшие данные, могущие осветить место переходного возраста в развитии половой жизни человека.

Первый вопрос — о времени появления первых половых ощущений — сразу обнаруживает то явление, с которым приходится весьма часто встречаться в истории полового созревания, и которое многие авторы называют диссоциацией сексуальной жизни. Дело в том, что так называемая сексуальная функция представляет на деле очень сложный комплекс функций — физиологических и психологических. Отдельные элементы этого сложного комплекса, отщепляясь от всего комплекса, опережают часто в своем развитии весь комплекс в целом, разобщаются с ним и начинают вести как бы независимое существование.