Страница:Педология подростка, т. 1 и 2 (Выготский, 1929, 1930).pdf/143

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


В связи с этим нам хотелось на два момента, которыми мы могли бы и заключить настоящий очерк. Первый заключается в том, что для переходного возраста как раз и оказывается характерным подобный интерес к этическим проблемам и к овладению собой. Иллюстрацией этого является "Отрочество" Толстого, в котором рассказывается о подростке, этические искания которого направлялись по руслу религиозно нравственного совершенствования.

"Эта принципиальность жизненных установок, преувеличенная строгость в их выполнении является характерной чертой возраста, в то же время как самое направление этих исканий обусловлено, конечно, условиями социальной среды, социальной среды, социальной индукцией окружающего культурного мира и воспитанием. Подросток, о котором рассказывает Толстой, весь сосредоточился на отвлеченных вопросах о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души" (Коновалов).

Под влиянием всех этих интересов он в продолжении года вел уединенную, сосредоточенную в самом себе моральную жизнь. Самым характерный из этого является внешняя аскеза к которой прибегал подросток, желая приучить себя к труду, он, преодолевая страдания, держал по пять минут в вытянутых руках тяжелые лексиконы или уходил в чулан и веревкой стегал себя по нагой спине так больно, что слезы невольно выступали на глазах. Вот форма поведения неизвестная у школьника первого возраста и свидетельствующая о той тенденции к овладению своим внутренним миром, которую такие авторы, как Тумлирц, считают центральной и основной для всего переходного возраста.

Второй момент, который связан с этим, заключается в поправке которую мы естественно вносим, держась этой точки зрения, в проблему полового просвещения. Как известно, было бы наивно преувеличивать значение полового просвещения, так как отказавшись от интеллектуалистического воззрения на человеческую природу вообще и на половой инстинкт в частности мы не должны ожидать, что достаточно приказать, просветить, убедить человека для того, чтобы действительно направить на верный путь его действование.

Такие педагоги и естествоиспытатели, как Ягодовский и Райков в школьном курсе естествознания мало посвящают внимания половому вопросу. Из них первый прямо заявляет, что он потерял веру в целесообразность массового школьного полового просвещения. Пинкевич приходит к выводу, что в переходном возрасте лучше всего покинуть общие беседы но половому вопросу, ибо здесь всякий намек, всякое неудачное выражение могут вызвать самые неприятные последствия.

И только Сорохтин является у нас горачим защитником той идеи что преподаватель естествознания должен выполнять задачу разъяснения до конца. Несмотря на неудачи и ошибки, которые постигли эти первые опыты, в основе лежит правильная мысль, из которой мы берем только то, что относится к переходному