Страница:Педология подростка, т. 1 и 2 (Выготский, 1929, 1930).pdf/59

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


внешних и внутренних моментов в психологии любви, и кто проследит все ступени его формирования, тот несомненно найдет и верные аналогии с соответствующим моментом в истории развития того же чувства у человечества.

Но два момента при этом сохраняют свое решающее значение. Во-первых, эти аналогии ограничиваются чисто формальным соответствием. По существу оба процесса направляются совсем другими причинами, и один не является простым повторением уже пережитого момента в истории человечества. Наоборот, сами они, при всем сходстве, обнаруживают и глубокое различие, обусловленное своеобразием социальной среды, в которой они протекают.

Второй момент заключается в том, что эти совпадения являются не главными, но подчиненными, вкрапленными в общую картину развития, которая в основе своей определяется не законом биогенетического параллелизма, а законом социально-генетического формирования личности.

Чтобы покончить с биогенетическим законом в применении его к теории переходного возраста, мы укажем на то, что даже эта небольшая частичная верность этого закона идет в убывающем порядке по мере роста и развития ребенка. Наибольшую верность, да и то не полную, он имеет в приложении к утробному развитию ребенка, значительно теряет при переходе к внеутробному развитию, и здесь с каждой новой эпохой в развитии ребенка становится все менее и менее верным. Так что мы возьмем на себя смелость утверждать, что в переходном возрасте его фактическое значение становится минимальным. Для этого есть два очень веских соображения.

Одно из них выдвинул проф. А. Б. Залкинд, справедливо говоря, что если этот закон и может быть верен для внутриутробного развития ребенка, „так как стадии изменения вида измеряются колоссальными историческими периодами, десятками и сотнями тысячелетий, то стадии изменения рода могут исчисляться в лучшем случае тысячелетиями, и столетиями, а в наше динамическое время даже не столетиями, а десятилетиями, под час годами (период войн, революций).

Десятки тысячелетий при медленно изменявшейся внешней среде очень глубоко врезаются в организм и потому сжато воспроизводятся, повторяются зародышевым развитием. Тысячелетия же, а сейчас столетия и десятилетия родового развития не представляют собой такого длительного срока, не создают таких прочных свойств, которые закрепились бы для автоматического их повторения“.

Таким образом, первая причина убывающего значения биогенетического закона заключается в том, что чем дальше мы идем по пути развития ребенка, тем меньшее значение в общем процессе его развития могут иметь наследственные влияния. Другое соображение заключается во все возрастающем значении и изменении социальной среды, которое нарастает пропорционально возрасту ребенка.

Следующая группа биологических теорий кладет в основу этого возраста также факт полового созревания. Однако, все эти теории