Страница:Поучение детям Владимира Мономаха (1893).pdf/60

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


чивать совѣты и наставленія автора только къ его дѣтямъ; да и самъ Мономахъ, кромѣ дѣтей, обращается ко всякому, кто прочтетъ его Поученіе.

4) Всеволодъ (1030—1093 г.), третій сынъ Ярослава.

5) Изъ этихъ словъ видно, что «Мономахъ» не было прозваніемъ, но именемъ, даннымъ при рожденіи, точно такимъ же, какими были Владиміръ и Василій; Ярославъ хотѣлъ назвать первенца внука отъ любимаго сына Владиміромъ — Василіемъ въ честь отца своего; отецъ и мать — Монома­хомъ въ честь дѣда по матери, Константина Мономаха; естественно, что Всеволодъ гордился происхожденіемъ сына своего отъ царя. — Митрополитъ Никифоръ говоритъ о Владимірѣ Мономахѣ: «Его же Богъ издалеча про­разумѣ и предповелѣ, его же изъ утробы освяти и помазавъ, отъ царское и княжеское крови смѣсивъ». Соловьевъ, И. Р., II, стр. 423—424, пр. 93, 97.

Погодинъ иначе читалъ вступленіе: «Я, худый, получившій отъ дѣда Ярослава—Василія, Русское имя Володимира — отъ отца возлюбленнаго и ма­тери своей Мономахыни, дочери Мономаха… далѣе пропускъ». Изв. Втор. Отд., X, 242.

«Въ Кіевской лѣтописи, по Ипатьевскому списку, имя Мономахъ встрѣ­чается только въ извѣстіи о кончинѣ: преставися… великый князь всея Руси Володимеръ Мономахъ

«Воскресенскій списокъ говоритъ въ заключеніе своей вставки о вѣнча­ніи Володимировымъ вѣнцемъ, присланными отъ Константина Мономаха: «и отъ того времени в. к. Володимеръ Всеволодичь нареченъ Мономахъ и царь великія Руси». Тамъ же, 243.

6) Карамзинъ (II, стр. 95) переводитъ: «Сѣдя на санехъ», и пр. слѣд. образомъ: «Приближаясь къ гробу, благодарю Всевышняго за умноженіе дней моихъ: рука Его довела меня до старости маститой».

По справедливому замѣчанію Погодина, «о старости въ подлинникѣ нѣтъ ни слова: Владиміръ благодаритъ Бога только за то, что Онъ далъ ему жить «до сихъ дней», до сихъ поръ… Основываясь на описаніи проис­шествій 1117 и 1118 годовъ, Карамзинъ и перевелъ слова въ началѣ «до сихъ поръ»: «въ старости маститой». Изв. Вт. Отд., X, стр. 235, 238.

7) Составляя поученіе, а не завѣщаніе, Мономахъ не имѣлъ ни цѣли, ни повода обращаться исключительно къ своимъ дѣтямъ: не только обще­христіанскія, но и его житейскія наставленія и совѣты, за весьма лишь не­ многими исключеніями, могли служить руководящими правилами въ жизни каждаго мірянина, особенно же человѣка, власть имѣющаго.

8) На княжескомъ съѣздѣ въ Любечѣ (1097 г.) рѣшено было оставить за Володаремъ Ростиславичемъ Перемышль, а за братомъ его Василькомъ — Теребовль, какъ распорядился еще в. кн. Всеволодъ. «И на томъ цѣловаша кресть: «да аще кто отселѣ на кого будеть, то на того будемъ вси и кресть честный»; рекоша всѣ: «да будеть на нь (крестъ честный) и вся земля Русь­ская»; и цѣловавшеся поидоша всвояси». Лавр. Лѣт., стр. 247—248. См. предисловіе.

9) Псалтирь Давида — любимое чтеніе нашихъ предковъ, — книга, которою начиналось и обыкновенно оканчивалось обученіе грамотѣ; къ ней обраща­-


Тот же текст в современной орфографии

чивать советы и наставления автора только к его детям; да и сам Мономах, кроме детей, обращается ко всякому, кто прочтет его Поучение.

4) Всеволод (1030—1093 г.), третий сын Ярослава.

5) Из этих слов видно, что «Мономах» не было прозванием, но именем, данным при рождении, точно таким же, какими были Владимир и Василий; Ярослав хотел назвать первенца внука от любимого сына Владимиром — Василием в честь отца своего; отец и мать — Монома­хом в честь деда по матери, Константина Мономаха; естественно, что Всеволод гордился происхождением сына своего от царя. Митрополит Никифор говорит о Владимире Мономахе: «Его же Бог издалеча про­разуме и предповеле, его же из утробы освяти и помазав, от царское и княжеское крови смесив». Соловьев, И. Р., II, стр. 423—424, пр. 93, 97.

Погодин иначе читал вступление: «Я, худый, получивший от деда Ярослава — Василия, Русское имя Володимира — от отца возлюбленного и ма­тери своей Мономахыни, дочери Мономаха… далее пропуск». Изв. Втор. Отд., X, 242.

«В Киевской летописи, по Ипатьевскому списку, имя Мономах встре­чается только в известии о кончине: преставися… великый князь всея Руси Володимер Мономах

«Воскресенский список говорит в заключение своей вставки о венча­нии Володимировым венцем, присланными от Константина Мономаха: «и от того времени в. к. Володимер Всеволодичь наречен Мономах и царь великие Руси». Там же, 243.

6) Карамзин (II, стр. 95) переводит «Седя на санех», и пр. след. образом: «Приближаясь к гробу, благодарю Всевышнего за умножение дней моих: рука Его довела меня до старости маститой».

По справедливому замечанию Погодина, «о старости в подлиннике нет ни слова: Владимир благодарит бога только за то, что он дал ему жить «до сих дней», до сих пор… Основываясь на описании происшествий 1117 и 1118 годов, Карамзин и перевел слова в начале «до сих пор»: «в старости маститой». Изв. Вт. Отд., X, стр. 235, 238.

7) Составляя поучение, а не завещание, Мономах не имел ни цели, ни повода обращаться исключительно к своим детям: не только обще­христианские, но и его житейские наставления и советы, за весьма лишь не­ многими исключениями, могли служить руководящими правилами в жизни каждого мирянина, особенно же человека, власть имеющего.

8) На княжеском съезде в Любече (1097 г.) решено было оставить за Володарем Ростиславичем Перемышль, а за братом его Васильком — Теребовль, как распорядился еще в. кн. Всеволод. «И на том целоваша кресть: «да аще кто отселе на кого будеть, то на того будем вси и кресть честный»; рекоша все: «да будеть на нь (крест честный) и вся земля Русь­ская»; и целовавшеся поидоша всвояси». Лавр. Лет., стр. 247—248. См. предисловие.

9) Псалтырь Давида — любимое чтение наших предков, — книга, которою начиналось и обыкновенно оканчивалось обучение грамоте; к ней обраща­-