Страница:Сочинения Платона (Платон, Карпов). Том 6, 1879.pdf/275

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
270
ПАРМЕНИДЪ.

щееся же противъ себя одно, вѣроятно, не можетъ уже быть однимъ[1]. — Не можетъ. — Слѣдовательно, въ смыслѣ измѣненія-то, не движется. — Явно, что не движется. — Такъ не въ смыслѣ ли перенесенія? — Можетъ быть. — Но если одно переносится, то либо переносится въ томъ же мѣстѣ, вращаясь вокругъ себя, либо перемѣняетъ мѣсто, — одно на другое. — Необходимо. — Переносящееся же чрезъ вращаніе вокругъ себя по необходимости утверждается на срединѣ, и въ переносящемся около средины имѣетъ отличныя отъ себя части. D. Между тѣмъ тому, чему не свойственны ни средина, ни части, какая возможность вращаться вокругъ себя на срединѣ? — Никакой. — А перемѣняя мѣсто, оно бываетъ то тамъ, то здѣсь, и такимъ образомъ движется? — Да, если только движется. — Не показалось ли намъ невозможнымъ быть ему въ чемъ нибудь? — Да. — А бывать не менѣе ли еще возможно? — Не понимаю, какимъ образомъ. — Что̀ въ чемъ нибудь бываетъ, тому не необходимо ли, при вступленіи, еще не быть совсѣмъ въ томъ самомъ, и не быть болѣе внѣ того, какъ скоро оно уже вступило? — Необходимо. — Слѣдовательно, если будетъ подвергаться этому что нибудь иное, то, конечно, E. можетъ подвергаться только то, что имѣетъ части; ибо въ одно и то же время нѣчто, принадлежащее предмету, могло бы находиться уже въ томъ, и нѣчто — внѣ того; тогда какъ не имѣющее частей никакимъ образомъ не будетъ въ состояніи быть все внутри и вмѣстѣ внѣ чего нибудь. — Правда. — А тому, что и не имѣетъ частей, и не есть цѣлое, не гораздо ли еще невозможнѣе вступать въ бываніе, когда

    мѣста въ мѣсто, либо когда вращается въ томъ же мѣстѣ? — Называю. — Такъ пусть будетъ это одинъ видъ. Но когда, находясь въ томъ же мѣстѣ, старѣетъ онъ, дѣлается либо чернымъ изъ бѣлаго, либо жосткимъ изъ мягкаго, или измѣняется инымъ образомъ, — не сто̀итъ ли назвать это другимъ видомъ движенія? — Мнѣ кажется. — Да и необходимо. Такъ я полагаю два вида движенія: измѣненіе и перехожденіе».

  1. Измѣняющееся, то есть ἀλλοῖον ἢ αὐτό ἐστι γιγνόμενον. Это выводится, конечно, изъ того, что единое, какъ скоро становится оно отличнымъ отъ своей природы, не можетъ уже казаться единымъ.
Тот же текст в современной орфографии

щееся же против себя одно, вероятно, не может уже быть одним[1]. — Не может. — Следовательно, в смысле изменения-то, не движется. — Явно, что не движется. — Так не в смысле ли перенесения? — Может быть. — Но если одно переносится, то либо переносится в том же месте, вращаясь вокруг себя, либо переменяет место, — одно на другое. — Необходимо. — Переносящееся же чрез вращение вокруг себя по необходимости утверждается на средине, и в переносящемся около средины имеет отличные от себя части. D. Между тем тому, чему не свойственны ни средина, ни части, какая возможность вращаться вокруг себя на средине? — Никакой. — А переменяя место, оно бывает то там, то здесь, и таким образом движется? — Да, если только движется. — Не показалось ли нам невозможным быть ему в чём-нибудь? — Да. — А бывать не менее ли еще возможно? — Не понимаю, каким образом. — Что̀ в чём-нибудь бывает, тому не необходимо ли, при вступлении, еще не быть совсем в том самом, и не быть более вне того, как скоро оно уже вступило? — Необходимо. — Следовательно, если будет подвергаться этому что-нибудь иное, то, конечно, E. может подвергаться только то, что имеет части; ибо в одно и то же время нечто, принадлежащее предмету, могло бы находиться уже в том, и нечто — вне того; тогда как не имеющее частей никаким образом не будет в состоянии быть всё внутри и вместе вне чего-нибудь. — Правда. — А тому, что и не имеет частей, и не есть целое, не гораздо ли еще невозможнее вступать в бывание, когда

——————

    места в место, либо когда вращается в том же месте? — Называю. — Так пусть будет это один вид. Но когда, находясь в том же месте, стареет он, делается либо черным из белого, либо жостким из мягкого, или изменяется иным образом, — не сто̀ит ли назвать это другим видом движения? — Мне кажется. — Да и необходимо. Так я полагаю два вида движения: изменение и перехождение».

  1. Изменяющееся, то есть ἀλλοῖον ἢ αὐτό ἐστι γιγνόμενον. Это выводится, конечно, из того, что единое, как скоро становится оно отличным от своей природы, не может уже казаться единым.