Страница:Человек как предмет воспитания Т.1 (Ушинский 1907).djvu/216

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


безъ сомнѣнія, выражается окончательно въ измѣненномъ состояніи нервной системы, безъ посредства который мы не можемъ ощущать никакихъ состояній организма.

2. Но не въ однихъ случаяхъ галлюцинацій, случаяхъ нерѣдкихъ, но все же патологическихъ, замѣчается такая непроизвольность въ актѣ воображенія. Гете, по собственному его сознанію, стоило только закрыть глаза и представить себѣ какой-нибудь цвѣтокъ, чтобы потомъ, совершенно независимо отъ воли, этотъ цвѣтокъ началъ измѣняться, принимать самыя разнообразные цвѣта и формы, разрастаться въ цѣлый, симметрически расположенный букетъ, такъ что Гете съ любопытствомъ слѣдилъ за этими измѣненіями, совершенно для него неожиданными[1]. То же самое замѣтилъ надъ самимъ собою Миллеръ; на то же явленіе указываютъ Спиноза, Локкъ[2] и мн. др. Но нужно ли приводить такія громкія имена, чтобы убѣдиться въ дѣйствительности подобнаго явленія? Всякій, кто слѣдилъ внимательно за ходомъ своихъ мыслей и фантазій, безъ сомнѣнія, замѣчалъ въ немъ этотъ оттѣнокъ непроизвольности, независимости отъ нашихъ желаній. Наконецъ, что же такое наши сновидѣнія, какъ не такая же независящая отъ насъ игра нашей фантазіи.

3. Еще Локкъ, какъ мы указали выше, обратилъ вниманіе на ту особенность нашего воображенія, что мы не можемъ надолго остановить хода нашихъ представленій и, несмотря ни на какія усилія воли, не можемъ удерживать къ нашемъ сознаніи одно и то же представленіе неизмѣннымъ и въ одинаковой степени ясности. Причину этого всѣмъ знакомаго явленія мы указали въ усталости нервовъ, для которыхъ такъ же необходимо безпрестанно почерпать новыя силы для своей дѣятельности изъ процесса питанія, какъ необходимо безпрестанное вдыханіе кислорода для цѣлаго организма. Бенеке придалъ этому психо-физическому явленію особенную важность и, приписавъ явленіе усталости и отдыха душѣ, основалъ на немъ всю свою систему безпрестанной выработки душою новыхъ и новыхъ первичныхъ силъ (Urvermögen), безпрестанно поглощаемыхъ впечатлѣніями внѣшняго міра (Reize). Но мы видѣли уже, что явленіе усталости есть чисто физическое явленіе, объясняемое вполнѣ процессомъ питанія, а потому мы не имѣемъ никакого права приписать усталость душѣ. Не душа, а нервы устаютъ представлять одно и то же, выполнять какъ разъ одни и тѣ же движенія и въ

  1. Man. de Phys. par. Müller. T. II, p. 536—539.
  2. Locke's Works. Vol. I. Of. hum. Und. Ch. XIV, § 13, 14, 15.
Тот же текст в современной орфографии

без сомнения, выражается окончательно в измененном состоянии нервной системы, без посредства который мы не можем ощущать никаких состояний организма.

2. Но не в одних случаях галлюцинаций, случаях нередких, но все же патологических, замечается такая непроизвольность в акте воображения. Гёте, по собственному его сознанию, стоило только закрыть глаза и представить себе какой-нибудь цветок, чтобы потом, совершенно независимо от воли, этот цветок начал изменяться, принимать самые разнообразные цвета и формы, разрастаться в целый, симметрически расположенный букет, так что Гёте с любопытством следил за этими изменениями, совершенно для него неожиданными[1]. То же самое заметил над самим собою Миллер; на то же явление указывают Спиноза, Локк[2] и многие другие. Но нужно ли приводить такие громкие имена, чтобы убедиться в действительности подобного явления? Всякий, кто следил внимательно за ходом своих мыслей и фантазий, без сомнения, замечал в нем этот оттенок непроизвольности, независимости от наших желаний. Наконец, что же такое наши сновидения, как не такая же независящая от нас игра нашей фантазии.

3. Еще Локк, как мы указали выше, обратил внимание на ту особенность нашего воображения, что мы не можем надолго остановить хода наших представлений и, несмотря ни на какие усилия воли, не можем удерживать к нашем сознании одно и то же представление неизменным и в одинаковой степени ясности. Причину этого всем знакомого явления мы указали в усталости нервов, для которых так же необходимо беспрестанно почерпать новые силы для своей деятельности из процесса питания, как необходимо беспрестанное вдыхание кислорода для целого организма. Бенеке придал этому психофизическому явлению особенную важность и, приписав явление усталости и отдыха душе, основал на нем всю свою систему беспрестанной выработки душою новых и новых первичных сил (Urvermögen), беспрестанно поглощаемых впечатлениями внешнего мира (Reize). Но мы видели уже, что явление усталости есть чисто физическое явление, объясняемое вполне процессом питания, а потому мы не имеем никакого права приписать усталость душе. Не душа, а нервы устают представлять одно и то же, выполнять как раз одни и те же движения и в

  1. Man. de Phys. par. Müller. T. II, p. 536—539.
  2. Locke's Works. Vol. I. Of. hum. Und. Ch. XIV, § 13, 14, 15.