Страница:Человек как предмет воспитания Т.1 (Ушинский 1907).djvu/49

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


только находя, что въ педагогикѣ прилагаются выводы не одной психологической науки, а и многихъ другихъ, которыя мы перечислили выше. Но, конечно, психологія, въ отношеніи своей приложимости къ педагогикѣ и своей необходимости для педагога, занимаетъ первое мѣсто между всѣми науками.

Въ первомъ томѣ „Педагогичеекой Антропологіи“, который мы выпускаемъ теперь въ свѣтъ, изложены нами немногочисленныя физіологическія данныя, которыя мы считали необходимыми изложить, и весь процессъ сознаванія, начиная отъ простыхъ первичныхъ ощущеній и доходя до сложнаго разсудочнаго процесса.

Во второмъ томѣ излагаются процессы душевныхъ чувствъ, которыя, въ отличіе отъ пяти внѣшнихъ чувствъ, называемъ просто чувствованіями, а иногда чувствами душевными, или чувствами сердечными и умственными (каковы: удивленіе, любопытство, горе, радость и т. п.). Въ этомъ же томѣ, за изложеніемъ процесса желаній и воли, изложимъ мы и духовныя особенности человѣка, оканчивая тѣмъ нашу индивидуальную антропологію.

Изученіе человѣческаго общества съ педагогическою же цѣлью потребовало бы новаго, еще большаго труда, для котораго у насъ не достаетъ ни силъ, ни знаній.

Въ третьемъ томѣ мы изложимъ въ системѣ, удобной для обозрѣнія, тѣ педагогическія мѣры, правила и наставленія, которыя сами собою вытекаютъ изъ разсмотрѣнныхъ нами явленій человѣческаго организма и человѣческой души. Въ этомъ томѣ мы будемъ кратки, потому что не видимъ никакой трудности для всякаго мыслящаго педагога, изучивъ психическій или физіологическій законъ, вывести изъ него практическія приложенія. Во многихъ мѣстахъ мы будемъ только намекать на эти приложенія, тѣмъ болѣе, что изъ каждаго закона можно вывести ихъ такое же множество, какое множество разнообразныхъ случаевъ представляется въ педагогической практикѣ. Въ этомъ и состоитъ преимущество изученія самыхъ законовъ наукъ, прилагаемыхъ къ педагогикѣ, передъ изученіемъ голословныхъ педагогическихъ наставленій, которыми наполнена большая часть германскихъ педагогикъ. Мы не говоримъ педагогамъ: поступайте такъ или иначе; но говоримъ имъ: изучайте законы тѣхъ психическихъ явленій, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь съ этими законами и тѣми обстоятельствами, въ кото-