Ромодановский (Шумахер)

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Ромодановский [1] : новелла
автор Пётр Васильевич Шумахер (1817—1891)
Из сборника «Между друзьями». Источник: «Стихи не для дам», русская нецензурная поэзия второй половины XIX века (под ред. А.Ранчина и Н.Сапова). Москва, Ладомир, 1994, стр. 215.


Этот текст содержит ненормативную лексику.
Содержание этой страницы или секции некоторым читателям может показаться непристойным или оскорбительным.


РОМОДАНОВСКИЙ


Новелла

Раз Пётр Великий с женою,
Сидел у себя в кабинете
И, озабочен войною,
Думал о важном предмете.
И Ромодановский верный
Только один был в совете,
Старец с привычкою скверной...
Долго поживший на свете,
Слаб был весьма на уторы.
Часто он бегивал в залу,
Бзднёт — и, потупивши взоры,
Вновь возвратится, немалу
Дозу уж вони принесши.
Пётр промолчит — и за дело,
Екатерина ж, не снесши
Этого, не утерпела.
«Князь! — удержавши за полу
Так говорила царица. —
Знаете, женскому полу
Нюхать ваш бздёх не годится.
Бздните-ка тут, не стесняйтесь
(Люди свои, не осудим),
С вонью же — в зал отправляйтесь,
Мы дожидаться вас будем».


~ 1850-е годы,
С-Петербург, Нижний

Примечания

Наибольший резонанс из приписываемых Шумахеру срамных стихотворений имел сборник «Между друзей», сначала ходивший в списках, а затем выпущенный в 1883 году лейпцигским издателем Л.В.Каспаровичем в веймарской типографии Г.Ушмана.[2] Некоторые исследователи приписывают авторство всех 80 стихотворений этого сборника – Петру Шумахеру.[3] Однако текстологический анализ позволяет достаточно чётко разделить эти стихотворения на несколько стилистических групп, одна из которых и в самом деле близка (или даже тождественна) творчеству Шумахера. В частности, к этой группе можно отнести стихотворения «Элегия», «Патриот», «Четыре времени года», «Домик в уездном городе Н.», «Родня», «В гостиной» и ещё как минимум с полтора десятка им подобных, шумахерское авторство которых можно утверждать вполне достоверно.[4] И в самом деле, тема «телесного «низа», сублимации физиологических трудностей и проблем, а также пристальное внимание к нарочито опрощённым сторонам быта во все периоды творчества были характерны и для вполне «печатной части» поэзии Шумахера, а в лучших образцах роднили его с творчеством Козьмы Пруткова.

Кроме того, как практически прямое указание на шумахерское авторство практически всех «пердёжных стихов», находящихся внутри сборника «Между друзей» можно расценить отдельную строку из концептуального стихотворения «Пердёж», в которой прямо упомянут «сборник мой «Кислобздей», (а рукописная тетрадь именно с таким названием была именно у Шумахера, который читал по ней свои стихи вслух при всяком удобном случае). Известный московский актёр Н. С. Стромилов в своём письме так сообщал о приезде Шумахера в Москву в середине 1860-х годов: «...Шумахер всё тот же, выпил в Сокольниках два штофа водки и снова читал нам свои кислобздёшные оды».[4] Таким образом, можно сделать однозначный вывод, что хотя в сборнике «Между друзей» и участвовало несколько авторов, однако основу книжки составила подборка текстов именно Петра Шумахера, к которому отсылают даже самые названия его книг: «Моим землякам» или «Шутки последних лет», поскольку он и сам настаивал на своей номинации как несерьёзного шутейного поэта, для которого нет ничего святого.

  1. Новелла посвящена «Князю-кесарю, Его Величеству» Фёдору Ромодановскому, свойственнику Петра I, который управлял Россией во время заграничного путешествия царя. Долгое время находясь в близких и почти доверительных отношениях с Петром, при этом Фёдор Ромодановский отличался крайним консерватизмом привычек и поведения.
  2. Леонид Бессмертных. Нецензурные сюжеты (об изданиях «Русских заветных сказок» Афанасьева). — М.-Л.: Эрос №1, 1991. — С. 23—24.
  3. А.Н.Афанасьев (с предисловием Леонида Бессмертных). Об изданиях «Русских заветных сказок» Афанасьева (история, гипотезы, открытия). — М.-Париж: МИРТ. «Русь», 1992. — С. XXXIX.
  4. а б под ред. А.Ранчина и Н.Сапова. Русская нецензурная поэзия второй половины XIX века. — М.: «Ладомир», 1994. — С. 148—153.