Страница:Андерсен-Ганзен 3.pdf/365

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


кимъ образомъ могутъ католики падать ницъ передъ картинами. Они преклоняются не передъ красками и холстомъ, а передъ воплотившимся въ нихъ духомъ божества. Человѣкъ видитъ это божество плотскимъ своимъ окомъ, а льющіеся въ это время мощные звуки органа успокаиваютъ диссонансы въ его душѣ, и она постигаетъ гармонію между земнымъ и небеснымъ. Краски на картинѣ поблекли отъ времени, но лица попрежнему дышатъ жизнью. Сіяніе, окружающее головки херувимовъ, какъ-то меркнетъ, стушевывается, и весь блескъ, вся сила сосредоточены во взглядѣ Младенца-Іисуса. Подобнаго взора, подобныхъ очей не встрѣтишь ни у одного ребенка, и все же насъ поражаетъ именно ихъ чисто дѣтское, невинное выраженіе. А эти милые херувимчики внизу! Вотъ истое изображеніе земной невинности! Съ какимъ дѣтскимъ спокойствіемъ глядитъ передъ собою младшій, тогда какъ старшій уже подымаетъ взоръ свой ввысь, на небесное видѣніе. Одна эта картина могла бы прославить Дрезденскую галлерею, она одна могла бы и обезсмертить своего творца!

Въ той же залѣ висятъ еще три шедевра. Одинъ изъ нихъ «Ночь» Корреджіо, поэтичная по идеѣ и дивно-прекрасная по мастерству выполненія. Главная фигура Іисусъ; отъ нея льется яркій свѣтъ на всѣ окружающія; особенно хороша, по моему, женщина, прикрывающая рукой глаза и слегка отворачивающаяся отъ этого ослѣпительнаго свѣта. Эта картина вообще считается лучшею изъ всѣхъ твореній Корреджіо, но мнѣ всетаки больше правится его «Святой Себастіанъ». Эта картина находится тутъ же. Какъ хороши на ней группы ангеловъ! Они парятъ на легкихъ облачкахъ, окружая святого мученика. Какъ спокоенъ и въ то же время вдохновененъ его взоръ! Въ той же залѣ есть еще одна картина, которую, по моему, можно поставить четвертою въ ряду этихъ вдохновенныхъ произведеній искусства. Это «Христосъ» Карло Дольчи. Какое удивительное сочетаніе величія и глубокой скорби въ этомъ благородномъ, божественномъ лицѣ!

Я переходилъ изъ залы въ залу, разсматривая дивные образцы искусства, но безпрестанно возвращался къ упомянутымъ четыремъ шедеврамъ, къ Мадоннѣ Рафаэля и ангелочкамъ Корреджіо. Сильное впечатлѣніе произвели на меня и нѣкоторыя другія превосходныя картины. Между ними первое мѣсто занимаетъ «Судный день» Рубенса. Въ этой картинѣ онъ далъ намъ портреты трехъ своихъ женъ. Двѣ изъ нихъ возносятся ангелами на небо, третью же дьяволъ влечетъ въ преисподнюю. Самъ Рубенсъ сидитъ на своей могилѣ. Никто, повидимому, не обращаетъ на него вниманія, а онъ глубоко задумался, размышляя, вѣроятно, о томъ, куда попадетъ самъ, и спокойно ожидая своей участи.

Отмѣчаю, какъ курьезъ, что на картинѣ Бассано «Ковчегъ» первою входящею въ него изображена свинья, которой такимъ образомъ и достается лучшее мѣсто.


Тот же текст в современной орфографии

ким образом могут католики падать ниц перед картинами. Они преклоняются не перед красками и холстом, а перед воплотившимся в них духом божества. Человек видит это божество плотским своим оком, а льющиеся в это время мощные звуки органа успокаивают диссонансы в его душе, и она постигает гармонию между земным и небесным. Краски на картине поблёкли от времени, но лица по-прежнему дышат жизнью. Сияние, окружающее головки херувимов, как-то меркнет, стушёвывается, и весь блеск, вся сила сосредоточены во взгляде Младенца-Иисуса. Подобного взора, подобных очей не встретишь ни у одного ребёнка, и всё же нас поражает именно их чисто детское, невинное выражение. А эти милые херувимчики внизу! Вот истое изображение земной невинности! С каким детским спокойствием глядит перед собою младший, тогда как старший уже подымает взор свой ввысь, на небесное видение. Одна эта картина могла бы прославить Дрезденскую галерею, она одна могла бы и обессмертить своего творца!

В той же зале висят ещё три шедевра. Один из них «Ночь» Корреджио, поэтичная по идее и дивно-прекрасная по мастерству выполнения. Главная фигура Иисус; от неё льётся яркий свет на все окружающие; особенно хороша, по-моему, женщина, прикрывающая рукой глаза и слегка отворачивающаяся от этого ослепительного света. Эта картина вообще считается лучшею из всех творений Корреджио, но мне всё-таки больше правится его «Святой Себастиан». Эта картина находится тут же. Как хороши на ней группы ангелов! Они парят на лёгких облачках, окружая святого мученика. Как спокоен и в то же время вдохновенен его взор! В той же зале есть ещё одна картина, которую, по-моему, можно поставить четвёртою в ряду этих вдохновенных произведений искусства. Это «Христос» Карло Дольчи. Какое удивительное сочетание величия и глубокой скорби в этом благородном, божественном лице!

Я переходил из залы в залу, рассматривая дивные образцы искусства, но беспрестанно возвращался к упомянутым четырём шедеврам, к Мадонне Рафаэля и ангелочкам Корреджио. Сильное впечатление произвели на меня и некоторые другие превосходные картины. Между ними первое место занимает «Судный день» Рубенса. В этой картине он дал нам портреты трёх своих жен. Две из них возносятся ангелами на небо, третью же дьявол влечёт в преисподнюю. Сам Рубенс сидит на своей могиле. Никто, по-видимому, не обращает на него внимания, а он глубоко задумался, размышляя, вероятно, о том, куда попадёт сам, и спокойно ожидая своей участи.

Отмечаю, как курьёз, что на картине Бассано «Ковчег» первою входящею в него изображена свинья, которой таким образом и достаётся лучшее место.