Страница:Брэмъ А.Э. - Жизнь животныхъ. Т.1 - 1893.pdf/81

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
65
ОТРЯД I. - ОБЕЗЬЯНЫ.

на свободѣ. Крупныя обезьяны, даже самки, до тѣхъ поръ бьютъ и обижаютъ слабѣйшихъ, пока эти послѣднія не покорятся окончательно. Нѣжныхъ отношеній у обезьянъ, живущихъ въ неволѣ, большею частью не замѣчается, но бываютъ и исключенія. Большія обезьяны, самцы, какъ и самки, иногда покровительствуютъ какимъ либо слабымъ существамъ и ласкаютъ ихъ. Конечно, чаще всего это относится къ собственнымъ дѣтенышамъ, но иногда и къ чужимъ и даже другимъ маленькимъ животнымъ. Самки крупныхъ обезьянъ любятъ ласкать даже человѣческихъ дѣтей.

Обезьяны родятъ по одному дѣтенышу, рѣдко двухъ; дѣтенышъ этотъ существо очень не красивое, съ конечностями, которыя кажутся вдвое длиннѣе, чѣмъ у взрослыхъ, и лицомъ, до того покрытымъ морщинами и складками, что оно болѣе похоже на лицо старика, чѣмъ на физіономію ребенка. Но мать любитъ этого уродца очень нѣжно; она ухаживаетъ за нимъ и ласкаетъ его весьма трогательно, хотя въ нашихъ глазахъ эти ласки и баловство возбуждаютъ смѣхъ. Вскорѣ послѣ рожденія дѣтенышъ научается вѣшаться матери на грудь, обнимая передними конечностями шею, а задними — бока; въ этомъ положеніи онъ не мѣшаетъ матери бѣгать и лазать, и можетъ спокойно сосать. Болѣе взрослые дѣтеныши вскакиваютъ на плечи и спину родителей. Сначала маленькія обезьяны довольно безчувственны и безучастны, и въ это время любовь матери наиболѣе замѣтна; она все время съ нимъ возится: то лижетъ его, то ищетъ у него насѣкомыхъ, прижимаетъ къ себѣ, держитъ его передъ собой, какъ бы желая насладиться его лицезрѣніемъ, безпрестанно кладетъ его себѣ на грудь или качаетъ, точно желая убаюкать. Плиній серьезно утверждаетъ, что самки обезьянъ часто душатъ своихъ дѣтенышей от любви, но въ наше время этого никто не видалъ. Черезъ нѣсколько времени молодая обезьяна начинаетъ дѣлаться болѣе самостоятельной и требуетъ нѣкоторой свободы, которую, впрочемъ, и получаетъ. Мать спускаетъ своего дѣтеныша съ рукъ позволяетъ ему шалить и играть съ другими обезьянками, но очень зорко за присматриваетъ, повсюду слѣдуетъ за нимъ и дозволяетъ только то, что можно. При малѣйшей опасности она бросается къ своему дѣтенышу и особеннымъ звукомъ приглашаетъ его вскочить къ себѣ на грудь. Непослушаніе наказывается щипками, пинками, а иногда пощечинами; впрочемъ, дѣло рѣдко доходитъ до этого, потому что въ послушаніи дѣтеныши обезьянъ могутъ служить примѣромъ многимъ человѣческимъ дѣтямъ; чаще всего приказаніе матери исполняется при первомъ ея звукѣ. Въ неволѣ обезьяна, какъ я часто наблюдалъ, дѣлитъ со своимъ дѣтенышемъ каждый кусокъ пищи, и такъ нѣжно за нимъ ухаживаетъ, часто нельзя не быть этимъ тронутымъ. Смерть дѣтеныша очень часто влечетъ за собою и смерть матери въ неволѣ. Если умираетъ мать, то сироту усыновляетъ какая-нибудь другая обезьяна той же породы, причемъ любовь къ пріемышу бываетъ не слабѣе любви къ собственнымъ дѣтямъ. Въ отношеніи же пріемышей другихъ породъ, обезьяны ведутъ себя самымъ страннымъ образомъ; онѣ за ними ухаживаютъ, ласкаютъ ихъ, чистятъ, зорко за ними присматриваютъ и т. д., но ѣсть имъ не даютъ и, безъ зазрѣнія совѣсти, забираютъ всякую пищу, даваемую пріемышу. Когда взрослая обезьяна ѣстъ сама, то отгоняетъ маленькое голодное существо отъ своей плошки. То же самое я наблюдалъ и у ручныхъ павіановъ которые брали себѣ въ пріемыши щенятъ и котятъ.

До сихъ поръ еще съ точностью неизвѣстно, во сколько лѣтъ обезьяна достигаетъ возмужалости, но само собою разумѣется, что у крупныхъ видовъ время это продолжительнѣе, чѣмъ у мелкихъ. Мартышки и мелкія американскія обезьяны дѣлаются взрослыми, вѣроятно на четвертомъ или пятомъ году жизни, павіаны же