Страница:Русская мысль 1914 Книга 03.pdf/181

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


связанный, могъ позволить себѣ нарисовать такую картину будущей жизни, гдѣ съ самой недвусмысленной ироніей говорится о представителяхъ церкви и ихъ вѣрованіяхъ. Ко всему, что бѣдно, сѣро и некрасиво, герой относится съ нескрываемымъ презрѣніемъ, а взамѣнъ этого въ идеалъ легкомысленно возводится красивый и нарядный грѣхъ. Это все та же торжествующія жизнь опрокидываетъ со смѣхомъ, какъ никуда негодные, навязанные ей церковью принципы отреченія, умерщвленія плоти и страхъ загробныхъ мукъ за земные грѣхи.

Интересенъ также взглядъ Окассена на любовь мужчины и женщины, очень характерный для того времени. Любовь мужчины живетъ глубоко въ его сердцѣ, откуда ей нѣтъ выхода. Любовь женщины помѣщается гдѣ угодно, только тамъ, откуда она легко можетъ ускользнуть при первой возможности.

Нельзя не отмѣтить два наиболѣе яркихъ, красивыхъ момента въ повѣсти: это—бѣгство Николетъ изъ заключенія по освѣщеннымъ луною улицамъ Бокэра и отдыхъ Окассена въ бесѣдкѣ, которую Николетъ устроила изъ травы и цвѣтовъ въ лѣсу. Здѣсь авторъ въ своемъ обращеніи къ звѣздочкѣ даетъ такой тонкій поэтическія образъ, отъ котораго не отказался бы впослѣдствіи любой романтикъ. Ему кажется, что Богъ взялъ къ себѣ на небо его златокудрую подругу, чтобы ярче сіялъ вечерній свѣтъ, чтобы отъ ея красоты сильнѣе загорѣлись звѣзды. И душа его летитъ къ ней въ вышину, полная любви и благоговѣнія.

Изъ эпизодовъ, описанныхъ авторомъ, наиболѣе интересны два: встрѣча Окассена въ лѣсу съ виланомъ, потерявшимъ быка, и эпизодъ торлорскій. Первый представляетъ изъ себя психологическую картинку, которая глубиною анализа рѣзко отличается отъ другихъ образовъ и событій повѣсти, написанныхъ какъ бы на плоскости, безъ попытокъ углубленія и психологическаго истолкованія. Сопоставленіе легкомысленнаго, избалованнаго графскаго сына, который плачетъ о пропавшей собачонкѣ, съ нищимъ крестьяниномъ, у котораго все имущество на немъ самомъ и нѣтъ 20 су, чтобы заплатить за потеряннаго быка и тѣмъ избавитъ себя отъ тюрьмы,—такое сопоставленіе невольно останавливаетъ вниманіе. И вотъ грубый, безобразный виланъ (авторъ какъ будто нарочно подчеркиваетъ его внѣшнее уродство) оказывается нѣжнымъ, любящимъ сыномъ, и лишенія, которыя терпитъ его старушка мать, удручаютъ его больше, чѣмъ его собственное горе. Рядомъ съ нимъ, какъ яркій контрастъ, нарисованъ молодой, красивый графскій сынъ, для котораго родители были только помѣхой въ устройствѣ его личнаго счастія, и онъ безъ сожалѣнія бросилъ ихъ, старыхъ и слабыхъ, хотя былъ ихъ единственной опорой и надеждой. Когда отецъ отказалъ ему въ его желаніи повидать Николетъ, его возлюбленную, онъ отдаетъ его на поруганіе злѣйшему врагу,—графу Бугару.

Нельзя не подмѣтить у автора во всѣхъ разговорахъ господъ съ простыми людьми легкій оттѣнокъ насмѣшки и даже презрѣнія со стороны этихъ послѣднихъ и во всякомъ случаѣ полное отсутствіе почтительности и подобострастія.

Такъ какъ авторъ самъ вышелъ изъ народа, то интересно было бы знать рисуетъ ли онъ намъ свое собственное отношеніе къ господамъ или настроеніе цѣлаго сословія? Но на этотъ вопросъ и на всѣ другіе, могущіе возникнуть въ области культурно-исторической, мы не можемъ дать опредѣленнаго отвѣта, такъ какъ мы не знаемъ ни самыхъ основныхъ данныхъ о времени и мѣстѣ написанія повѣсти, ни имени автора.

Эпизодъ торлорскій нѣсколько отличается отъ всего характера повѣсти, написанной въ шутливыхъ тонахъ, своимъ грубоватымъ комизмомъ. Надъ смысломъ и значеніемъ его задумывались многіе изслѣдователи. Предполагали, что это сатира, въ которой авторъ хотѣлъ высмѣять лѣнь и трусость какого-нибудь


Тот же текст в современной орфографии

связанный, мог позволить себе нарисовать такую картину будущей жизни, где с самой недвусмысленной иронией говорится о представителях церкви и их верованиях. Ко всему, что бедно, серо и некрасиво, герой относится с нескрываемым презрением, а взамен этого в идеал легкомысленно возводится красивый и нарядный грех. Это всё та же торжествующие жизнь опрокидывает со смехом, как никуда не годные, навязанные ей церковью принципы отречения, умерщвления плоти и страх загробных мук за земные грехи.

Интересен также взгляд Окассена на любовь мужчины и женщины, очень характерный для того времени. Любовь мужчины живет глубоко в его сердце, откуда ей нет выхода. Любовь женщины помещается где угодно, только там, откуда она легко может ускользнуть при первой возможности.

Нельзя не отметить два наиболее ярких, красивых момента в повести: это — бегство Николет из заключения по освещенным луною улицам Бокэра и отдых Окассена в беседке, которую Николет устроила из травы и цветов в лесу. Здесь автор в своем обращении к звездочке дает такой тонкий поэтические образ, от которого не отказался бы впоследствии любой романтик. Ему кажется, что Бог взял к себе на небо его златокудрую подругу, чтобы ярче сиял вечерний свет, чтобы от её красоты сильнее загорелись звезды. И душа его летит к ней в вышину, полная любви и благоговения.

Из эпизодов, описанных автором, наиболее интересны два: встреча Окассена в лесу с виланом, потерявшим быка, и эпизод торлорский. Первый представляет из себя психологическую картинку, которая глубиною анализа резко отличается от других образов и событий повести, написанных как бы на плоскости, без попыток углубления и психологического истолкования. Сопоставление легкомысленного, избалованного графского сына, который плачет о пропавшей собачонке, с нищим крестьянином, у которого всё имущество на нём самом и нет 20 су, чтобы заплатить за потерянного быка и тем избавит себя от тюрьмы, — такое сопоставление невольно останавливает внимание. И вот грубый, безобразный вилан (автор как будто нарочно подчеркивает его внешнее уродство) оказывается нежным, любящим сыном, и лишения, которые терпит его старушка мать, удручают его больше, чем его собственное горе. Рядом с ним, как яркий контраст, нарисован молодой, красивый графский сын, для которого родители были только помехой в устройстве его личного счастья, и он без сожаления бросил их, старых и слабых, хотя был их единственной опорой и надеждой. Когда отец отказал ему в его желании повидать Николет, его возлюбленную, он отдает его на поругание злейшему врагу, — графу Бугару.

Нельзя не подметить у автора во всех разговорах господ с простыми людьми легкий оттенок насмешки и даже презрения со стороны этих последних и во всяком случае полное отсутствие почтительности и подобострастия.

Так как автор сам вышел из народа, то интересно было бы знать рисует ли он нам свое собственное отношение к господам или настроение целого сословия? Но на этот вопрос и на все другие, могущие возникнуть в области культурно-исторической, мы не можем дать определенного ответа, так как мы не знаем ни самых основных данных о времени и месте написания повести, ни имени автора.

Эпизод торлорский несколько отличается от всего характера повести, написанной в шутливых тонах, своим грубоватым комизмом. Над смыслом и значением его задумывались многие исследователи. Предполагали, что это сатира, в которой автор хотел высмеять лень и трусость какого-нибудь