Страница:Тарантас (Соллогуб).pdf/149

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

мужику выборъ между хорошимъ управляющимъ и дурнымъ помѣщикомъ, знаешь ли, кого онъ выберетъ?

«Разумѣется, хорошаго управляющаго.»

— То-то, что нѣтъ. Онъ выберетъ дурнаго помѣщика. «Блажной маленько» скажетъ онъ: «да свой, батюшка; онъ отецъ нашъ, а мы дѣти его.» — Понимай ихъ, какъ знаешь.

«Да,» сказалъ Иванъ Васильевичъ: «между крестьянами и дворянствомъ существуетъ у насъ какая-то высокая, тайная, святая связы, что-то родственное, необъяснимое и непонятное всякому другому народу. Этотъ, странный для нашихъ временъ, отголосокъ патрiархальной жизни непохожъ на жалкое отношеніе слабаго къ сильному, удрученнаго къ притѣснителю; напротивъ того, это отношеніе, которое выражается свободно, отъ души, съ чувствомъ покорности, а не боязни, съ невольнымъ сознаніемъ обязанности уже давно освященной, съ полною увѣренностью на защиту и покровительство.»

— Да, да, да, прервалъ Василій Ивановичъ. — Ты понимаешь, что въ хозяйствѣ ты съ наемщикомъ ничего путнаго не сдѣлаешь. Русскій мужикъ долженъ тебя видѣть и знать, что онъ для тебя работаетъ, и что ты видишь его, и тогда онъ будетъ работать весело, охотно, успѣшно. Послѣ де-Бога и великаго Государя, законъ велитъ служить барину. На чужихъ работать обидно, да и не приходится вовсе, а на барина самъ Богъ велитъ. Они для тебя, ты для нихъ. Вотъ самый русскій обычай и лучшее хозяйство.

«А правила для управленія, Василій Ивановичъ?»

— Да какія, братъ, правила! Привычка, снаровка, да