Страница:Тимей и Критий (Платон, Малеванский).pdf/233

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
228

XLII. — Все это, конечно, составляетъ предметъ для разсужденій совсѣмъ иного рода однакожъ соотвѣтственными этимъ размышленіями объ уходѣ за тѣлесными силами и мыслительными способностями и о способахъ сбереженія тѣхъ и другихъ не безполезно и весьма кстати заняться тутъ же, потому что и естественно въ бесѣдѣ больше заниматься вещами добрыми, чѣмъ дурными. Но все доброе есть вмѣстѣ и прекрасное, прекраснымъ же ничто не бываетъ безъ пропорціональности; значитъ, необходимо призвать, что и живое существо, для того чтобъ быть хорошимъ, должно обладать пропорціональностію. Но въ этомъ разѣ мы обыкновенно между пропорціональными величинами усматриваемъ и соизмѣряемъ лишь самыя малыя, между тѣмъ какъ относительно самыхъ важнѣйшихъ и великихъ не даемъ себѣ отчета. Въ самомъ дѣлѣ, что касается здоровья и болѣзней, а также добродѣтелей и пороковъ, то тутъ не можетъ быть уже ивой болѣе важной пропорціональности или непропорціональности, чѣмъ пропорціональность или непропорціональность цѣлой души въ отношеніи къ цѣлому тѣлу, а между тѣм ь мы иа это обыкновенно не обращаемъ вниманія и не принимаемъ въ соображеніе, что когда душу  Некорректный вызов шаблона→мигу-

сическую золотую средину. Платонъ со всею рельефностію выставляетъ силу мотивовъ, детерминирующихъ нашу дѣятельность независимо и прежде нашей воли. Мотивы эти или побужденія идутъ съ одной сторона изъ такого или иного темперамента тѣла, а съ другой изъ внѣшней обстановки житейской, изъ общественной окружающей среды. Но какъ ни сильны эти внѣшнія предопредѣленія къ дѣятельности, человѣкъ можетъ стать господиномъ ихъ путемъ размышленія, изученія и самовоспитанія.

9 Предметъ этихъ иного рода разсужденій, несомнѣнно, есть мораль — эіикя, которая если и входитъ въ составъ этого діалога, то лишь тою ея стороною, которою она тѣсно примыкаетъ къ "ученію о природѣ вещей* — къ физикѣ. Поэтому здѣсь нѣтъ ни теоріи долга вообще, ни теоріи частныхъ обязаи-аостей, а есть только начертаніе психофизической почвы нравственности. Основное положеніе эгой психофизической морали — mens sana in corpore sano, a самое высшее качество человѣка но этой морали есть добро въ соединеніи съ красотою — καλοκάγαΟία.


Тот же текст в современной орфографии

XLII. — Всё это, конечно, составляет предмет для рассуждений совсем иного рода однакож соответственными этим размышлениями об уходе за телесными силами и мыслительными способностями и о способах сбережения тех и других не бесполезно и весьма кстати заняться тут же, потому что и естественно в беседе больше заниматься вещами добрыми, чем дурными. Но всё доброе есть вместе и прекрасное, прекрасным же ничто не бывает без пропорциональности; значит, необходимо призвать, что и живое существо, для того чтоб быть хорошим, должно обладать пропорциональностью. Но в этом разе мы обыкновенно между пропорциональными величинами усматриваем и соизмеряем лишь самые малые, между тем как относительно самых важнейших и великих не даем себе отчета. В самом деле, что касается здоровья и болезней, а также добродетелей и пороков, то тут не может быть уже ивой более важной пропорциональности или непропорциональности, чем пропорциональность или непропорциональность целой души в отношении к целому телу, а между тем ь мы иа это обыкновенно не обращаем внимания и не принимаем в соображение, что когда душу  Некорректный вызов шаблона→мигу-

сическую золотую средину. Платон со всею рельефностью выставляет силу мотивов, детерминирующих нашу деятельность независимо и прежде нашей воли. Мотивы эти или побуждения идут с одной сторона из такого или иного темперамента тела, а с другой из внешней обстановки житейской, из общественной окружающей среды. Но как ни сильны эти внешние предопределения к деятельности, человек может стать господином их путем размышления, изучения и самовоспитания.

9 Предмет этих иного рода рассуждений, несомненно, есть мораль — эиикя, которая если и входит в состав этого диалога, то лишь тою её стороною, которою она тесно примыкает к "учению о природе вещей* — к физике. Поэтому здесь нет ни теории долга вообще, ни теории частных обязаи-аостей, а есть только начертание психофизической почвы нравственности. Основное положение эгой психофизической морали — mens sana in corpore sano, a самое высшее качество человека но этой морали есть добро в соединении с красотою — καλοκάγαΟία.