Перейти к содержанию

Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/664

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 515 —

таким образом, чтобы жертва окупалась. Те же, кто обладает всем этом лишь отчасти, не отделены от прочих столь широкой пропастью, хотя резкая демаркационная линия остается всегда, даже и при незначительном, но несомненном таланте.

Самою правильной ска́лою для измерения иерархии интеллигенций является степень, в которой они воспринимают вещи чисто-индивидуально или же все более и более обще. Животное познает лишь единичное, как такое; следовательно, оно вполне еще ограничено восприятием индивидуального. Наоборот, каждый человек уже обобщает индивидуальное в понятии, в чем и выражается пользование его разумом; и эти понятия становятся тем общее, чем выше интеллигенция человека. Когда это восприятие общего проникает и в интуитивное познание, и уже не только понятие, но и наглядно-созерцаемое постигается непосредственно, как общее, то возникает познание (платоновых) идей; это — познание эстетическое; при самодовлеющей деятельности оно становится гениальным и высшей степени достигает, переходя в философское; ибо тогда целокупность жизни, существ и их бренности, мира и его строя, выступает, интуитивно воспринятая в своих истинных свойствах, и в такой форме настойчиво представляется нашему сознанию, как объект для размышления. Это — высшая стпень разумности. — Таким образом между нею и чисто-животным познанием открывается бесчисленное множество степеней, которые различаются между собою все возрастающей общностью постижения.

§ 51.

Отношение гения к нормальному человеку можно, кажется, отчетливее всего, для людей, способных понимать что-либо cum grano salis, выразить следующим образом. Гений — это человек, одаренный двойным интеллектом: одним для самого себя, для служения своей воле, другим — для мира, зеркалом которого этот интеллект становится, воспринимая его с чистой объективностью. Результат, или квинтэссенция такого постижения воспроизводится, при наличности технических средств, в творениях искусства, поэзии или же философии. Нормальный же человек одарен одним лишь первым интеллектом, который можно назвать субъективным, в противоположность объективному интеллекту гения. Хотя этот субъективный интеллект может встречаться в чрезвычайно различных степенях остроты и совершенства, однако его всегда отделяет известное расстояние от двойного интеллекта гения, — подобно тому как грудные звуки, как бы высоки они ни были, все же существенно разнятся от фистулы, потому что звуки, издаваемые фистулой, подобно двум верхним октавам флейты и скрипичным флажолетным тонам, представляют собою унисон