Страница:Inferno-Dante-Min-1855.pdf/36

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

 


31 Тутъ добрый вождь: «Почто жъ не спросишь нынѣ,
Кто духи тѣ, которыхъ видишь тамъ?
Узнай, пока придёмъ мы къ ихъ дружинѣ:

34 Безгрѣшные, за то лишь небесамъ
Они чужды, что не спаслись крещеньемъ,
Сей дверью вѣры, какъ ты знаешь самъ.

37 До христіанства живъ, они съ смиреньемъ,
Какъ надлежитъ, не пали предъ Творцемъ;
И къ нимъ и я причтенъ святымъ велѣньемъ.

40 Симъ недостаткомъ, не другимъ грѣхомъ,
Погибли мы и только тѣмъ страдаемъ,
Что безъ надеждъ желаніемъ живёмъ.»

43 Великой скорбью на сердцѣ снѣдаемъ,
Я видѣлъ здѣсь, у роковой межи,
Толпу тѣней, отвергнутую раемъ.




79—81). Этотъ кругъ есть уже начало ада, тогда какъ пространство, гдѣ помѣщены ничтожные и трусы, а также рѣка Ахеронъ, находятся совершенно внѣ ада (см. прим. Ада III, 21). По представленію поэта, Лимбъ раздѣлёнъ на два концентрическіе круга: внѣшній, болѣе обширный покрытъ вѣчнымъ мракомъ и вмѣщаетъ въ себѣ язычниковъ добродѣтельныхъ, но не извѣстныхъ, ни чѣмъ не прославившихся въ жизни, а также дѣтей неокрещённыхъ; второй кругъ, прилежащій ближе къ адской безднѣ, озарёнъ свѣтомъ, отдѣлёнъ отъ перваго семью стѣнами и ручьёмъ, имѣетъ видъ зеленѣющаго холма, постепенно возвыщающагося, и служитъ обителью для героевъ и другихъ славныхъ мужей древности.

37. Живя до Р. X., они не воздали надлежащаго поклоненія истинному Богу, ибо не вѣровали, подобно добродѣтельнымъ Евреямъ, въ пришествіе Мессіи (Рая XX, 103 и ХХXII).

42. Естественное состояніе людей невѣровавшихъ. «Достигнувъ всего земнаго, они не имѣютъ предчувствія и надежды увидѣть высшій свѣтъ; а какъ ничто земное не въ силахъ успокоить духа и удовлетварить его стремленій, то вся жизнь ихъ проходить въ вѣчномъ томленіи, въ безплодномъ стремленіи къ невѣдомой цѣли. Такъ и души, заключённыя въ преддверіи ада, которое собственно не есть ещё мѣсто казни, не смотря на зеленѣющій вѣчно холмъ и прекрасный ручей, напоминающіе имъ красоту земли, не смотря на искусства, которыми жизнь наша становится краше, не смотря даже на свѣтъ, ихъ окружающій, тѣмъ не менѣе томятся желаніемъ небеснаго свѣта.» Штрекфуссъ.