Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/77

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

вѣщавшій ее вмѣстѣ съ Петромъ Марселисомъ и Фенцелемъ[1].

У Марселисовъ былъ домъ въ Покровской сотнѣ, на Поганомъ прудѣ[2]. Домъ этотъ онъ пріобрѣлъ отъ гостя Надѣи Свѣшникова; Москвитяне были недовольны, когда онъ занялъ этотъ домъ; впослѣдствіи они очень хлопотали о томъ, чтобы изъ этой части города выселить всѣхъ иноземцевъ.

Датскій король благоволилъ къ Марселису[3] и вотъ Московское правительство рѣшилось воспользоваться услугами послѣдняго въ довольно щекотливомъ дѣлѣ.

9 іюня 1640 года Петра Марселиса призвали въ Посольскій приказъ и спрашивали о семьѣ Датскаго короля. Онъ сообщилъ, что у Христіана IV трое сыновей, изъ которыхъ не женатъ и не помолвленъ только одинъ 22-хлѣтній королевичъ Вальдемаръ. Снаряжены были два посольства для собиранія свѣдѣній насчетъ возможности сватовства этого королевича къ русской царевнѣ Иринѣ Михайловнѣ. Но царь Михаилъ не былъ доволенъ образомъ дѣйствій этихъ пословъ и въ декабрѣ 1642 г. рѣшилъ послать въ Данію того же Петра Марселиса. Старинная „Повѣсть“, не сочувствующая этой затѣѣ царя, говоритъ такъ: „нѣкій же злодѣй, льстивый врагъ, такій же поганинъ нѣмчинъ, здѣшній житель Петрушка Марселесъ, имѣя на себѣ воинскій чинъ, царю служа, видя царя и царицу печальныхъ о таковой вещи, и изъяся царю и царицѣ, яко да идетъ тамо въ Датскую ту землю, къ королю Христіанусу и къ сыну его, короле-

  1. Олеарій, 307—308.
  2. Моск. Гл. Арх. М. И. Д., Дѣла Англійскія, 1638 г. Цвѣтаевъ, 69. Тамъ же жили его прикащики, Петръ Мартыновъ и Антонъ Томпсонъ, золотыхъ дѣлъ мастеръ. Въ Городищѣ прикащикомъ Марселиса былъ Христофоръ Бюсъ. Ibidem, 292, 293 и 395. Въ Псковскомъ уѣздѣ прикащикомъ у Марселиса былъ Альбрехтъ фанъ-Доблокъ (Шлосбергъ, 110—111). Въ дѣлахъ Тайнаго приказа упоминается еще Иванъ Отврей (Рус. Ист. Библ. XXI, 981).
  3. Цвѣтаевъ, 356.
Тот же текст в современной орфографии

вещавший ее вместе с Петром Марселисом и Фенцелем[1].

У Марселисов был дом в Покровской сотне, на Поганом пруде[2]. Дом этот он приобрел от гостя Надеи Свешникова; Москвитяне были недовольны, когда он занял этот дом; впоследствии они очень хлопотали о том, чтобы из этой части города выселить всех иноземцев.

Датский король благоволил к Марселису[3], и вот Московское правительство решилось воспользоваться услугами последнего в довольно щекотливом деле.

9 июня 1640 года Петра Марселиса призвали в Посольский приказ и спрашивали о семье Датского короля. Он сообщил, что у Христиана IV трое сыновей, из которых не женат и не помолвлен только один 22-хлетний королевич Вальдемар. Снаряжены были два посольства для собирания сведений насчет возможности сватовства этого королевича к русской царевне Ирине Михайловне. Но царь Михаил не был доволен образом действий этих послов и в декабре 1642 г. решил послать в Данию того же Петра Марселиса. Старинная „Повесть“, не сочувствующая этой затее царя, говорит так: „некий же злодей, льстивый враг, такий же поганин немчин, здешний житель Петрушка Марселес, имея на себе воинский чин, царю служа, видя царя и царицу печальных о таковой вещи, и изъяся царю и царице, яко да идет тамо в Датскую ту землю, к королю Христианусу и к сыну его, короле-

  1. Олеарий, 307—308.
  2. Моск. Гл. Арх. М. И. Д., Дела Английские, 1638 г. Цветаев, 69. Там же жили его приказчики, Петр Мартынов и Антон Томпсон, золотых дел мастер. В Городище приказчиком Марселиса был Христофор Бюс. Ibidem, 292, 293 и 395. В Псковском уезде приказчиком у Марселиса был Альбрехт ван Доблок (Шлосберг, 110—111). В делах Тайного приказа упоминается еще Иван Отврей (Рус. Ист. Библ. XXI, 981).
  3. Цветаев, 356.