Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/78

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

вичу Вальдемару, яко да увѣщаетъ ихъ, и подъиметъ того нечестиваго, яко быти ему въ Русскую землю къ нимъ, государемъ. Царь же и царица повелѣста ему ити и творити глаголемая и даста ему честь велію зѣло и потребнаго довольно. Онъ же, окаянный, поиде къ королю и къ сыну его, къ королевичу Вальдемару, и пребысть тамо, елико ему время, увѣщевая краля и его кралева сына, еже ити ему къ государю царю“[1]. Впрочемъ, изъ офиціальныхъ документовъ видно, что Марселисъ не самъ навязался въ послы[2].

Принимая на себя трудную миссію, Марселисъ напередъ заявилъ, что о перекрещиваніи Вальдемара не можетъ быть и рѣчи. Предпочли отмолчаться на это заявленіе. Командировка состоялась. Марселисъ запросилъ себѣ соболей на 2600 р. для раздачи въ Даніи, привилегіи на желѣзный промыселъ на 20 лѣтъ и покровительства женѣ, остававшейся въ Москвѣ. Его просьбу удовлетворили, прибавивъ даже ему еще 500 р. деньгами въ награду.

Въ мартѣ 1643 года Марселисъ прибылъ въ Данію и повелъ дѣло успѣшно. Король пошелъ навстрѣчу сдѣланному ему предложенію, но въ статьяхъ, данныхъ имъ Марселису, первая статья именно касалась свободы вѣроисповѣданія. „Увѣщанъ бысть“, продолжаетъ Повѣсть, „король и сынъ его… на томъ словеси, обаче же недостовѣрно же увѣщанъ бысть, но токмо ити… женитися, а не креститися по нашему русскому обычаю. Пріиде же той нѣмчинъ зъ Датскія земли… къ царю… и къ царицѣ и сказа имъ таковое реченіе, что королевъ сынъ будетъ къ нимъ. Царь же и царица радостни быша и паки пожаловаста того нѣмчина великимъ своимъ

  1. Памятники преній о вѣрѣ, возникшихъ по дѣлу королевича Вальдемара, собр. А. Голубцовымъ, М., 1892. Стр. 4.
  2. Цвѣтаевъ, 480.
Тот же текст в современной орфографии

вичу Вальдемару, яко да увещает их, и подымет того нечестивого, яко быти ему в Русскую землю к ним, государем. Царь же и царица повелеста ему ити и творити глаголемая и даста ему честь велию зело и потребного довольно. Он же, окаянный, поиде к королю и к сыну его, к королевичу Вальдемару, и пребысть тамо, елико ему время, увещевая краля и его кралева сына, еже ити ему к государю царю“[1]. Впрочем, из официальных документов видно, что Марселис не сам навязался в послы[2].

Принимая на себя трудную миссию, Марселис наперед заявил, что о перекрещивании Вальдемара не может быть и речи. Предпочли отмолчаться на это заявление. Командировка состоялась. Марселис запросил себе соболей на 2600 р. для раздачи в Дании, привилегии на железный промысел на 20 лет и покровительства жене, остававшейся в Москве. Его просьбу удовлетворили, прибавив даже ему еще 500 р. деньгами в награду.

В марте 1643 года Марселис прибыл в Данию и повел дело успешно. Король пошел навстречу сделанному ему предложению, но в статьях, данных им Марселису, первая статья именно касалась свободы вероисповедания. „Увещан бысть“, продолжает Повесть, „король и сын его… на том словеси, обаче же недостоверно же увещан бысть, но токмо ити… женитися, а не креститися по нашему русскому обычаю. Прииде же той немчин з Датские земли… к царю… и к царице и сказа им таковое речение, что королев сын будет к ним. Царь же и царица радостни быша и паки пожаловаста того немчина великим своим

  1. Памятники прений о вере, возникших по делу королевича Вальдемара, собр. А. Голубцовым, М., 1892. Стр. 4.
  2. Цветаев, 480.