Страница:Sovremennik 1862 03-04.pdf/443

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


 93
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.


«Онъ рванулся къ ней…

«— Вы меня не поняли, прошептала она съ торопливымъ испугомъ. Казалось, шагни онъ еще разъ, она бы вскрикнула… Базаровъ закусилъ губы и вышелъ» (туда ему и дорога).

«Она до обѣда не показывалась, и все ходила взадъ и впередъ по своей комнатѣ, и медленно проводила платкомъ по шеѣ, на которой ей все чудилось горячее пятно (должно быть, мерзкій поцалуй Базарова). Она спрашивала себя, что заставляло ее «добиваться», по выраженію Базарова, его откровенности, и не подозрѣвала ли она чего нибудь… «Я виновата», промолвила она вслухъ, «но я это не могла предвидѣть». Она задумывалась и краснѣла, вспоминая почти звѣрское лицо Базарова, когда онъ бросился къ ней.»


Вотъ нѣсколько чертъ тургеневской характеристики «дѣтей»; черты дѣйствительно неказистыя, и не лестныя для молодаго поколѣнія, — что же дѣлать. Съ ними нечего было бы дѣлать и нечего было бы сказать противъ нихъ, если бы романъ г. Тургенева былъ обличительною повѣстью въ модерантивномъ духѣ, т. е. вооружался бы противъ злоупотребленій дѣла, а не противъ его сущности, какъ напр. въ повѣстяхъ взяточныхъ возставали не противъ чиновничества, а только противъ злоупотребленій чиновничьихъ, противъ взятокъ; само же чиновничество оставалось неприкосновеннымъ; были дурные чиновники, ихъ и обличали. Въ этомъ случаѣ смыслъ романа — вотъ какіе «дѣти» попадаются иногда! — былъ бы непоколебимъ. Но судя по тенденціямъ романа, онъ принадлежитъ къ формѣ обличительной радикальной и походитъ на повѣсти, положимъ, откупныя, въ которыхъ выражалась мысль объ уничтоженіи самаго откупа, не только его злоупотребленій; смыслъ романа, какъ мы уже замѣтили выше, совершенно другой — вотъ какъ дурны «дѣти!» Но возражать и противъ такого смысла въ романѣ какъ-то неловко; пожалуй, обличать въ пристрастіи къ молодому поколѣнію, а что еще хуже станутъ укорять въ недостаткѣ самообличенія. Поэтому пускай кто хочетъ защищаетъ молодое поколѣніе, только не мы. Вотъ женское молодое поколѣніе, это другое дѣло; тутъ мы въ сторонѣ, и никакое самовосхваленіе и самообличеніе невозможно. — Вопросъ о женщинахъ «поднятъ» недавно, на нашихъ глазахъ и безъ вѣдома г. Тургенева; «поставленъ» онъ совершенно неожиданно, и для многихъ почтенныхъ господъ, какъ напр. для «Русск. Вѣстн.», былъ совершеннѣйшимъ сюрпризомъ, такъ что этотъ журналъ, по поводу безобразнаго поступка прежняго «Вѣка», съ недоумѣніемъ спрашивалъ: о чемъ хлопочутъ русскія женщины, чего имъ не достаетъ и чего они хотятъ? Женщины, къ удивленію почтенныхъ господъ, отвѣчали, что они хотятъ между прочимъ учиться тому, чему учатъ мужчинъ, учиться не въ пансіонахъ и ин-